Методические рекомендации к проведению лабораторных работ различных видов

Страница 1

В предыдущих параграфах мы выделили различные виды лабораторных работ, привели примеры таких работ. Теперь рассмотрим методические рекомендации по подготовке и организации таких работ.

Среди лабораторных работ в зависимости от используемых средств нами выделены следующие: лабораторные работы по обучению использованию чертежных и измерительных инструментов; на измерения; на конструирование; на вычисления; на построения; с использованием ИКТ.

При изучении с учащимися различных тем курса математики 7 – 9 классов следует использовать различные лабораторные работы. Например, при изучении геометрии могут использоваться лабораторные работы на измерения, конструирование, построения, с использованием ИКТ; при изучении алгебры – на вычисления, с использованием ИКТ, на построения. При этом лабораторные работы по алгебре и геометрии отличаются друг от друга: работы по геометрии позволяют учащимся проявить свои творческие способности, экспериментальные, конструктивные; работы же по алгебре представляют собой последовательность заданий, в результате выполнения которых ученики делают «открытие» какой-то гипотезы или формулы, то есть проявляют алгоритмические умения.

Рассмотрим цели использования лабораторных работ того или иного вида. В результате выполнения лабораторных работ первого типа учащиеся должны научиться пользоваться различными чертежными и измерительными инструментами. Такие лабораторные работы могут быть использованы при обучении геометрии, а именно при изучении таких тем как «Единицы измерения. Измерительные инструменты», «Построения циркулем и линейкой», «Способы построения параллельных прямых», а также на элективных курсах по математике, факультативах. При проведении таких работ удобно использовать ТСО для демонстрации учащимся процесса использования таких приборов. Существует множество учебных фильмов, а также программы для самостоятельного создания нужных фильмов. При этом учителю необходимо проследить за тем, чтобы каждый ученик усвоил материал и научился правильно пользоваться рассматриваемым инструментом.

Прежде всего, это такие работы: по обучению использования линейки, транспортира, штангенциркуля и др.

Лабораторные работы на измерения могут быть использованы при изучении таких тем и разделов курса геометрии как «Измерение отрезков», «Измерение углов», «Признаки равенства треугольников», «Свойства равнобедренного треугольника», «Признаки параллельности прямых», «Соотношения между сторонами и углами треугольника», «Признаки подобия треугольников», «Площади плоских фигур», «Объемы тел» и др.

К таким работам мы отнесли следующие: измерение длин отрезков; измерение длины ломаной линии; измерение углов; измерение площади плоских фигур; измерение объемов геометрических тел; измерения на местности и др.

Лабораторные работы на конструирование также могут быть организованы с использованием ИКТ. На данный момент существует множество компьютерных программ для построения моделей многогранников, а также для их демонстрации. Такие работы можно проводить при изучении многогранников и их свойств.

Среди работ на конструирование мы выделили работы: изготовление призмы, пирамиды и др. по их разверткам; моделирование многогранников с помощью оригами; конструирование многоугольников и многогранников на компьютере; построение моделей пространственных фигур с помощью конструкторов и др.

Работы на вычисления и построения могут быть использованы как при изучении геометрии, так и при изучении алгебры.

Лабораторные работы могут проводиться на уроках математики, на различных его этапах в зависимости от целей: это может быть и начало урока, и середина, конец, и весь урок, также лабораторные работы могут выступать в качестве домашнего задания. Например, лабораторная работа, в которой учащиеся приходят к формулировке теоремы, проводится в начале или середине урока, так чтобы было время провести доказательство утверждения. А вот, например, лабораторные, выполняющие контрольно-оценочную функцию, целесообразно проводить в конце урока или давать на весь урок. В качестве домашнего задания следует давать такие лабораторные работы, в которых требуется применение знаний, полученных ранее. Но любая работа требует дальнейшего обсуждения со всеми учащимися класса.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Необходимость формирования фонетических навыков у младших школьников
На начальном этапе обучения необходимо заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения слов в предложении, а также правильную артикуляцию. Это нужно для нормального функционирования устной речи учащихся. Хорошо отра ...

Выбор методов, проверка гипотезы исследования, формулировка выводов
Процесс научного исследования начинается с возникновения идеи, связывающей все его структурные элементы и определяющей порядок выполнения работы, который зависит от вида исследования. В целом все авторы отмечают общую последовательность его выполнения: 1. Выбор темы исследования, установление пробл ...

Психолого - дидактические основы обучения по теме "Площади фигур"
Для успешного преподавания математики каждому учителю необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Осуществление дидактических принципов обучения также является условием успешного обучения. Рассмотрим подробнее важнейшие дидактические принципы обучения математике с учетом специфики темы ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru