Методические рекомендации к проведению лабораторных работ различных видов

Страница 1

В предыдущих параграфах мы выделили различные виды лабораторных работ, привели примеры таких работ. Теперь рассмотрим методические рекомендации по подготовке и организации таких работ.

Среди лабораторных работ в зависимости от используемых средств нами выделены следующие: лабораторные работы по обучению использованию чертежных и измерительных инструментов; на измерения; на конструирование; на вычисления; на построения; с использованием ИКТ.

При изучении с учащимися различных тем курса математики 7 – 9 классов следует использовать различные лабораторные работы. Например, при изучении геометрии могут использоваться лабораторные работы на измерения, конструирование, построения, с использованием ИКТ; при изучении алгебры – на вычисления, с использованием ИКТ, на построения. При этом лабораторные работы по алгебре и геометрии отличаются друг от друга: работы по геометрии позволяют учащимся проявить свои творческие способности, экспериментальные, конструктивные; работы же по алгебре представляют собой последовательность заданий, в результате выполнения которых ученики делают «открытие» какой-то гипотезы или формулы, то есть проявляют алгоритмические умения.

Рассмотрим цели использования лабораторных работ того или иного вида. В результате выполнения лабораторных работ первого типа учащиеся должны научиться пользоваться различными чертежными и измерительными инструментами. Такие лабораторные работы могут быть использованы при обучении геометрии, а именно при изучении таких тем как «Единицы измерения. Измерительные инструменты», «Построения циркулем и линейкой», «Способы построения параллельных прямых», а также на элективных курсах по математике, факультативах. При проведении таких работ удобно использовать ТСО для демонстрации учащимся процесса использования таких приборов. Существует множество учебных фильмов, а также программы для самостоятельного создания нужных фильмов. При этом учителю необходимо проследить за тем, чтобы каждый ученик усвоил материал и научился правильно пользоваться рассматриваемым инструментом.

Прежде всего, это такие работы: по обучению использования линейки, транспортира, штангенциркуля и др.

Лабораторные работы на измерения могут быть использованы при изучении таких тем и разделов курса геометрии как «Измерение отрезков», «Измерение углов», «Признаки равенства треугольников», «Свойства равнобедренного треугольника», «Признаки параллельности прямых», «Соотношения между сторонами и углами треугольника», «Признаки подобия треугольников», «Площади плоских фигур», «Объемы тел» и др.

К таким работам мы отнесли следующие: измерение длин отрезков; измерение длины ломаной линии; измерение углов; измерение площади плоских фигур; измерение объемов геометрических тел; измерения на местности и др.

Лабораторные работы на конструирование также могут быть организованы с использованием ИКТ. На данный момент существует множество компьютерных программ для построения моделей многогранников, а также для их демонстрации. Такие работы можно проводить при изучении многогранников и их свойств.

Среди работ на конструирование мы выделили работы: изготовление призмы, пирамиды и др. по их разверткам; моделирование многогранников с помощью оригами; конструирование многоугольников и многогранников на компьютере; построение моделей пространственных фигур с помощью конструкторов и др.

Работы на вычисления и построения могут быть использованы как при изучении геометрии, так и при изучении алгебры.

Лабораторные работы могут проводиться на уроках математики, на различных его этапах в зависимости от целей: это может быть и начало урока, и середина, конец, и весь урок, также лабораторные работы могут выступать в качестве домашнего задания. Например, лабораторная работа, в которой учащиеся приходят к формулировке теоремы, проводится в начале или середине урока, так чтобы было время провести доказательство утверждения. А вот, например, лабораторные, выполняющие контрольно-оценочную функцию, целесообразно проводить в конце урока или давать на весь урок. В качестве домашнего задания следует давать такие лабораторные работы, в которых требуется применение знаний, полученных ранее. Но любая работа требует дальнейшего обсуждения со всеми учащимися класса.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Компетентность как условие развития личности
Компетентность как элемент общей культуры современного человека, включает освоение фундаментальных научных знаний, приобретение многосторонних знаний и умений, формирование культурных образцов поведения и взаимодействия в обществе. Если придерживаться представления о школе как о месте для приобрете ...

Диагностика конкурентоспособности студентов факультета технологий и профессионального образования
При выборе методики исследований для изучения уровня конкурентоспособности личности студента за основу был взят общепризнанный в России подход В.И. Андреева, как наиболее полно отражающий все аспекты конкурентоспособности личности. Среди множества качеств, которые определяют и характеризуют конкуре ...

Формирование личности в различных видах деятельности
«Личность создается объективными обстоятельствами, но не иначе, как совокупность его деятельности, осуществляющей его отношение к миру». Изучение личности является одной из наиболее трудных проблем человекознания, что подтверждает существующее многообразие определений личности в различных областях ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru