В обучении языку детей с нарушениями слуха в настоящее время используется коммуникативно-деятельностная система, сущность которой заключается в формировании речи как средства общения. Теоретические и методические основы коммуникативной системы были разработаны и экспериментально подтверждены в 50-60-е гг. С.А. Зыковым и его сотрудниками и привели к созданию целостной дидактической системы обучения языку слабослышащих детей. Осуществленные в рамках этой системы поиски и разработка новых подходов к развитию речи слабослышащих дошкольников были осуществлены Б.Д. Корсунской.
Теоретические основы развития речи дошкольников с нарушения ми слуха связаны с рассмотрением природы языка, его роли в социальном и познавательном развитии человека; с особенностями психического и речевого развития детей с нарушениями слуха; психологическими и лингвистическими закономерностями овладения речью слышащим ребенком и их учетом в процессе речевого развития неслышащих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста.
Положение Л.С. Выготского о системном и структурном строении значения слова показывает роль слова как единицы языка в развитии мышления, взаимодействие внешнего и внутреннего планов речи, семантических и грамматических структур. Эти важные для построения теории речевого развития положения позволяют обосновать и развить важнейшие принципы коммуникативной системы обучения языку: выделение функции общения как важнейшей в процессе обучения языку; организацию практической деятельности как необходимого условия возникновения потребности в речевом общении; создание преднамеренных и использование непреднамеренных ситуаций для систематического обучения применению речевых высказываний; организацию речевой среды, создание которой предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком.
Развитие психолингвистики сделало актуальным рассмотрение основных современных психолингвистических теорий и учет наиболее важных положений в методике развития речи слабослышащих дошкольников. В качестве одного из важных факторов для построения системы работы над речью необходимо выделить положение о системном строении языка. Тесная связь между различными уровнями языка позволяет наметить пути овладения языком в широком речевом потоке, что согласуется с существующим подходом к усвоению речевых средств и активизации их в речи слабослышащего ребенка.
Современные теории порождения речевого высказывания, базирующиеся на структуре речевого процесса, предложенного Л.С. Выготским, позволили выстроить модель, в которой выделяются основные операции порождения речевого высказывания: мотив-мысль (речевая интенция) - внутреннее программирование - лексическое развертывание и грамматическое конструирование - моторная реализация - внешняя речь. Их учет, отражение взаимосвязи между основными операциями могут быть реализованы в отборе речевых средств, моделировании отдельных уровней и операций, прослеживании целостного процесса порождения речи у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Определение путей формирования речи детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста в рамках коммуникативной системы делает необходимым рассмотрение ее основных принципов: генетического, деятельностного, структурно-семантического. Данные принципы формирования речи дошкольников с нарушенным слухом были разработаны Л.П. Носковой.
Генетический принцип предполагает учет общих закономерностей речевого развития слышащих детей на различных возрастных этапах в определении содержания, форм и методов обучения языку в разные периоды дошкольного и школьного детства. В каждый период результативность обучения языку дошкольников с нарушениями слуха должна быть соотнесена с данными о речевом развитии детей на предшествующем этапе; также необходимо учесть, на какой качественный этап необходимо выйти в последующий период. Использование генетического принципа дает возможность с учетом данных онтогенетического развития определить уровень требований к речевому развитию детей с нарушениями слуха, выявить объем и структуру речевых средств, программировать овладение различными формами речи, их применение в общении.
Изучение восприятия сказки детьми дошкольного возраста
Наше исследование мы провели в старшей группе детского сада села Лариха. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5-6 лет (Приложение 1). Целью констатирующего этапа нашего исследования мы поставили выявить уровень восприятия сказки детьми данной группы. Для диагностики уровня восприяти ...
Литературное творчество как средство развития речи младших школьников
В поэтическом образном слове как бы аккумулируется вся многоцветность и разнообразие форм объективного мира. Писатель создаёт с помощью слов новые картины жизни, он закрепляет в образной речи её быстротекущее движение, её зигзаги, изломы, переходы, связи, отношения. Если писатель «заковывает» жизне ...
Методика проведения занятий по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет
Методика проведения занятий по лепке из соленого теста мало отличается от лепки из таких традиционных материалов как пластилин и глина. Тем самым говоря о методике лепки из соленого теста можно говорить о методике лепки из пластилина и глины. Различие будет заключаться лишь в том, что лепка из соле ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.