Информация о педагогике » Особенности развития речи детей с нарушениями слуха » Теоретические основы развития речи детей с нарушениями слуха

Теоретические основы развития речи детей с нарушениями слуха

Страница 2

Исходя из генетического принципа, возможно не только моделировать содержание программы развития речи, но и определять условия, в которых оно протекает наиболее полноценно, и прежде всего признать ведущую роль практической деятельности ребенка, в которой следует искать генетические истоки речи. Анализ этих условий имеет особую значимость на начальных этапах обучения, т. е. в раннем и дошкольном возрасте, когда особенно важен учет предпосылок к овладению речью: развитие сенсорной основы речи, внимание к говорящему человеку, стремление подражать его предметным и речевым действиям, попытки артикулирования слов, произнесения лепетных, усеченных слов, звукоподражании, воспроизведение «контура» слов и многое другое. Исходный уровень речевого развития слабослышащего ребенка, каким бы невысоким он ни был, все-таки содержит предпосылки для развития языковой способности, которые должны последовательно развиваться в процессе целенаправленного обучения словесной речи.

Деятельностный принцип отражает сущность коммуникативной системы обучения детей с нарушениями слуха и предполагает прежде всего тесную связь развития речи с практической деятельностью. Практическая деятельность является условием, средой, в которой естественно возникают мотивы речевой коммуникации, появляется потребность в усвоении слов и их активном применении. В дошкольном возрасте формируются разные виды детской деятельности, обеспечивающие психическое развитие ребенка, одним из показателей которого является наличие возможности общаться с участниками коллективной деятельности. Игра, изобразительная, элементарная трудовая деятельность требуют действий ребенка с разнообразными игрушками и атрибутами, их рассматривания, выявления свойств и отношений. Все это позволяет лучше усваивать речевой материал и способы его использования в конкретных речевых ситуациях, запоминать не только названия предметов, свойств, действий, но и целостные речевые структуры, необходимые для обслуживания потребностей общения в связи с деятельностью.

Речь, как и любая другая деятельность, имеет трехуровневую структуру, в которой выделяется мотивационно-потребностный, ориентировочно-иссследовательский и исполнительный уровни. Каждый из них необходимо специально учитывать при организации процесса речи. Для дошкольников 3-4 лет особое значение приобретает мотивационно-потребностный план, который, как правило, связан не с собственно речевой деятельностью, а с каким-либо видом практической или игровой, где концентрируются интересы ребенка этого возраста. Учет такого плана речевой деятельности в обучении дошкольников с нарушениями слуха предполагает определение интересных и доступных для ребенка мотивов речевой деятельности и их связь с различными видами практической: читать, чтобы сделать книжку-самоделку; учить стихи, а потом прочитать их родителям на празднике и т.д.

На ориентировочно-исследовательском уровне речевой деятельности осуществляются планирование, программирование, внутренняя языковая организация речевого материала, здесь реализуется отбор средств и способов формирования и формулирования собственной или чужой мысли. На этом этапе помощь педагога заключается в обучении последовательности высказывания, наличии опор в виде предложений, схем высказываний, вспомогательных вопросов и т.д.

Операционально-техническая сторона овладения речевым материалом важна на уровне исполнения, реализации. Здесь особенно важно овладение различными видами речевой деятельности: говорением, чтением, письмом, слухо-зрительным восприятием.

Речевая деятельность детей с нарушениями слуха реализуется в разных видах: слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение, чтение (глобальное и аналитическое), письмо, дактилирование. Эти виды речевой деятельности рассматриваются как основные виды взаимодействия в процессе речевого общения. Они имеют много общего и в то же время различаются по многим параметрам.

По характеру речевого общения речевая деятельность дифференцируется на виды, реализующие устное общение, и письменную речь. Чтение и письмо представляют собой более сложные виды речевой деятельности, требующие более высокого уровня произвольности психических процессов. Каждый из видов речевой деятельности имеет различную мотивацию, структуру, специфические средства осуществления. В процессе обучения дошкольников с нарушениями слуха речи каждому виду речевой деятельности уделяется особое внимание, учитывается правильное их соотношение и последовательность обучения в зависимости от потребностей общения.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Особенности мобилизации и формирования внимания на уроках у старших школьников
Работа учителя на уроке строится с учётом ряда методических требований. Даже если учитель будет полностью соблюдать эти требования, у него могут возникнуть трудности в том отношении, что отдельные, недисциплинированные старшие школьники будут невнимательны к учебной работе. Но, если в классе значит ...

Анализ программ по истории костюма и орнамента Древнего Египта
Следует обратить внимание на то, что на уроке декоративно – прикладного искусства в ДХШ достаточно трудно полноценно раскрыть изобразительную и выразительную силу и возможности орнамента, не имея отработанной системы, комплекса методических приемов их изучения как средства эстетического воспитания, ...

Специфика профессиональной деятельности артиста балета
Для определения специфики профессиональной деятельности артиста балета проясним ключевые понятия и, в первую очередь – понятие «балет». Ванслов В.В. определяет балет как «вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах» [8, C.8]. Хореографический обр ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru