Информация о педагогике » Реализация методов эмоционально-ценностного компонента образования на уроках начальной школы » Методы и приемы передачи ценностей и эмоционально-волевого развития младших школьников

Методы и приемы передачи ценностей и эмоционально-волевого развития младших школьников

Страница 2

Методы обучения должны учитывать как цель, воплощенную в содержании образования, его элементе или части элемента, так и закономерности усвоения знаний. Тем самым методы обучения отражают целевой и содержательный, психологический (учитывая закономерности усвоения), гносеологический (организация познавательной деятельности учащихся) аспекты обучения.

В педагогической литературе различают 4 уровня рассмотрения методов обучения. Общедидактический уровень задает общий угол зрения на проблему методов обучения. На этом уровне методы обучения выступают в качестве модели, обобщенной характеристики его состава, структуры и функций. На частнодидактическом уровне функции методов обучения рассматриваются в звеньях, общих для любого процесса обучения (проверка знаний и т.д.). На уровне учебного предмета общедидактические методы обучения проявляются в сочетании приемов обучения, в устойчивых методиках обучения. Уровень конкретных приемов обучения представляет собой разного типа действия, преследующие частные по отношению к данному методу обучения цели. Многоуровневый подход к рассмотрению методов обучения вносит ясность в проблему многообразия методов обучения. В педагогической литературе обсуждается вопрос о соотношении новых общедидактических методов с традиционными (рассказ, беседа и др.). Последние выступают в процессе обучения как внешние формы методов обучения или средства реализации общедидактических методов обучения (слово, изображение и т.д._ или как приемы обучения (списывание, анализ, графическая работа и пр.)

На необходимость многоаспектного и комплексного подходов к рассмотрению методов обучения указывают многие исследователи (А.Н. Алексюк, Ю.К. Бабанский, И.Д.Зверев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.). В последние годы было разработано несколько принципиально новых классификаций методов обучения. Предложена классификация, в которой сочетаются методы преподавания и методы учения (М.И. Махмутов), классификация одновременно по источникам знаний и уровню самостоятельности учащихся в учебной деятельности (А.Н. Алексюк, И.Д.Зверев и др.). Многомерную модель методов обучения, в которой сочетаются источники знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного познания предложили В.Ф. и В.И.Паламарчуки. Классификацию, основанную на четырех признаках - логико-содержательном, источниковом, процессуальном и организационо-управленческом, - предложил С.Г. Шаповаленко.

В классификации, разработанной Ю.К. Бабанским, выделяются три группы методов обучения и осуществления учебно-познавательной деятельности; ее стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля. Первая группа включает: перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств), словесные (лекция, рассказ, беседа и др.), наглядные (демонстрация, иллюстрация и т.д.), практические (упражнения, постановка и проведение опытов, выполнение трудовых заданий и пр.), логические (организации и осуществления логических операций) - индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.; гностические (организации и осуществления мыслительных операций) - проблемно-поисковые, репродуктивные; самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и т.д.). Методы стимулирования и мотивации учения разделяются на методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуации занимательности, эмоциональных переживаний и др.) и методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, порицание и др.). К методам контроля и самоконтроля отнесены различные варианты устной, письменной, машинной проверки знаний и др. Сведение комплексного подхода к механическому соединению разных подходов требует дальнейшего анализа.

Методологический анализ сущности методов обучения в отечественной дидактике выявляет их соответствие методам познания, что подтверждает необходимость многоаспектного рассмотрения методов -гносеологического, логико-содержательного, психологического и собственно педагогического. Задача построения оптимальной системы методов обучения связана с научно-теоретическим и практическим обоснованием различных классификаций.

В соответствии с общим методологическим подходом для нашего исследования наиболее приемлемым является понимание и классификация методов обучения в соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования. Исходя из такого подхода, под методом обучения понимается система последовательных действий учителя, организующего практическую и познавательную деятельность ученика, устойчиво ведущую к усвоению им содержания образования, т.е. к достижению целей обучения. (И.Я. Лернер). Основываясь на данном понимании метода обучения, выделяются такие методы, как информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), инструктивно-репродуктивный, проблемного изложения, эвристический, исследовательский (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Эта дидактическая система методов обучения являясь частью целостной дидактической теории, и по мнению авторов, охватывает все цели воспитывающего и развивающего обучения, все формы методов обучения, отражает системное рассмотрение всех аспектов методов обучения.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Понятие знаний, их классификация, характеристика
Человечество накопило огромное количество знаний. Чтобы получить все знания необходимо несколько сотен лет. Но нет необходимости получать все знания, поскольку для человека необходимы только некоторые. Как выяснить какие знания важны, а какие нет? Основу знаний закладывают в школе, где есть образов ...

Примеры лабораторных работ по математике 7 – 9 классов различных типов и методические рекомендации к ним
В предыдущих параграфах мы описали требования к организации и проведению лабораторных работ, рассмотрели работы, которые предлагают авторы пособий для учителей, в этом параграфе мы приведем примеры лабораторных работ различных типов и методические рекомендации к ним. Лабораторная работа на тему «Пе ...

Формирование грамматического строя речи у детей в норме. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
Упражнения по развитию понимания грамматических категорий создают базу для употребления этих форм в самостоятельной речи. Прежде всего, необходимо научить детей устанавливать связи между предметом и его действием. Поэтому сначала закрепляют навыки употребления глаголов повелительного наклонения и и ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru