Несколько иной подход к содержательной структуре образования у В.А.Разумного. В качестве составных компонентов образования он выделяет знания, эмоции и веру. В.А.Разумный пишет, что в образовании «должны быть представлены три взаимосвязанных блока, в которых отражены знания, эмоции и вера. Они присутствуют всегда и везде там, где реализуется общечеловеческая задача передачи опыта предков новой генерации во имя выживания и прогресса».(15, с.18) Рассматривая эти блоки, можно отметить как позитивное то, что наряду со знаниями равнозначными блоками называются эмоции и вера. Эмоциональный блок включает эмоциональное развитие школьника, его творческих потенций и продуктивного воображения. Компонент веры предполагает формирование у ребенка веры, способной сделать его бесстрашным сыном своего народа, незыблемым в убеждениях, несгибаемым при любых напастях и бедах. При более детальном анализе оказывается, что эмоции и вера составляют единое целое эмоционально-ценностной сферы человека. Вера есть эмоциональное состояние души человека.
Говоря о том, что образование должно не только передавать знания, умения и навыки, но и развивать школьников Л.С. Выготский, а затем Л.В. Занков в качестве сфер развития называют мышление, волю и чувства. В этом случае знания, умения и развитие мышления можно отнести к интеллектуальному компоненту. Чувства и волю необходимо рассматривать как неразрывные элементы в личностной сфере человека. Так как сила и напряжение волевого усилия определяются ценностными ориентациями и регулируются эмоциональными побуждениями. Эти два элемента целесообразней отнести к эмоционально-ценностному компоненту образования.
Я. Корчак выделяет в образовании физический, эмоциональный и интеллектуальный компоненты (5, с.279).
Основываясь на анализе рассмотренных выше точек зрения можно сделать вывод, что образование как педагогическое явление составляет неразрывное единство интеллектуального, эмоционально-ценностного и валеологического компонентов. Интеллектуальный компонент включает в себя передачу знаний, умений и навыков, развитие мышления. Эмоционально-ценностный направлен на приобщение школьников к ценностям и развитие эмоционально-волевой сферы, определяющей их поведение. Валеологический компонент связан с физическим развитием детей и приобщение их к здоровому образу жизни. Он предполагает целенаправленное формирование физически и психически здоровой личности, умеющей противостоять неблагоприятным внешним воздействиям. В процессе обучения все три компонента выступают в неразрывном единстве. Интеллектуальное образование затруднено без эмоциональных проявлений, эмоционально-ценностное без интеллектуального невозможно. Здоровый образ жизни вряд ли будет реализован без эмоционального принятия и знания его основ.
Говоря о сущности и структуре эмоционально ценностного компонента необходимо дать ответ на вопросы: из каких элементов он состоит, каково их назначение, как связаны между собой эти элементы? Можно предположить, что эмоционально-ценностный компонент состоит из трех элементов: ценностных ориентации, эмоционально-чувственной сферы и волевых качеств личности. Это обусловлено их особой ролью в образовательном процессе и неразрывным взаимовлиянием и взаимодействием. (11, с.9)
Проблема формирования связной речи дошкольников в педагогической литературе
Вопросами развития связной речи дошкольников занимались многие ученые-педагоги. Первым затронул эту проблему К.Д. Ушинский в конце ХIХ века. Однако наибольшего расцвета методика развития речи в общем и развитие связной речи в частности достигли во второй половине ХХ века. Исследования в области свя ...
Компетентность как условие развития личности
Компетентность как элемент общей культуры современного человека, включает освоение фундаментальных научных знаний, приобретение многосторонних знаний и умений, формирование культурных образцов поведения и взаимодействия в обществе. Если придерживаться представления о школе как о месте для приобрете ...
Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики
Составляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребенок очень активен: все увиденное стремит ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.