Информация о педагогике » Реализация методов эмоционально-ценностного компонента образования на уроках начальной школы » Сущность, структура, элементы эмоционально-ценностного компонента обучения младших школьников

Сущность, структура, элементы эмоционально-ценностного компонента обучения младших школьников

Страница 2

Несколько иной подход к содержательной структуре образования у В.А.Разумного. В качестве составных компонентов образования он выделяет знания, эмоции и веру. В.А.Разумный пишет, что в образовании «должны быть представлены три взаимосвязанных блока, в которых отражены знания, эмоции и вера. Они присутствуют всегда и везде там, где реализуется общечеловеческая задача передачи опыта предков новой генерации во имя выживания и прогресса».(15, с.18) Рассматривая эти блоки, можно отметить как позитивное то, что наряду со знаниями равнозначными блоками называются эмоции и вера. Эмоциональный блок включает эмоциональное развитие школьника, его творческих потенций и продуктивного воображения. Компонент веры предполагает формирование у ребенка веры, способной сделать его бесстрашным сыном своего народа, незыблемым в убеждениях, несгибаемым при любых напастях и бедах. При более детальном анализе оказывается, что эмоции и вера составляют единое целое эмоционально-ценностной сферы человека. Вера есть эмоциональное состояние души человека.

Говоря о том, что образование должно не только передавать знания, умения и навыки, но и развивать школьников Л.С. Выготский, а затем Л.В. Занков в качестве сфер развития называют мышление, волю и чувства. В этом случае знания, умения и развитие мышления можно отнести к интеллектуальному компоненту. Чувства и волю необходимо рассматривать как неразрывные элементы в личностной сфере человека. Так как сила и напряжение волевого усилия определяются ценностными ориентациями и регулируются эмоциональными побуждениями. Эти два элемента целесообразней отнести к эмоционально-ценностному компоненту образования.

Я. Корчак выделяет в образовании физический, эмоциональный и интеллектуальный компоненты (5, с.279).

Основываясь на анализе рассмотренных выше точек зрения можно сделать вывод, что образование как педагогическое явление составляет неразрывное единство интеллектуального, эмоционально-ценностного и валеологического компонентов. Интеллектуальный компонент включает в себя передачу знаний, умений и навыков, развитие мышления. Эмоционально-ценностный направлен на приобщение школьников к ценностям и развитие эмоционально-волевой сферы, определяющей их поведение. Валеологический компонент связан с физическим развитием детей и приобщение их к здоровому образу жизни. Он предполагает целенаправленное формирование физически и психически здоровой личности, умеющей противостоять неблагоприятным внешним воздействиям. В процессе обучения все три компонента выступают в неразрывном единстве. Интеллектуальное образование затруднено без эмоциональных проявлений, эмоционально-ценностное без интеллектуального невозможно. Здоровый образ жизни вряд ли будет реализован без эмоционального принятия и знания его основ.

Говоря о сущности и структуре эмоционально ценностного компонента необходимо дать ответ на вопросы: из каких элементов он состоит, каково их назначение, как связаны между собой эти элементы? Можно предположить, что эмоционально-ценностный компонент состоит из трех элементов: ценностных ориентации, эмоционально-чувственной сферы и волевых качеств личности. Это обусловлено их особой ролью в образовательном процессе и неразрывным взаимовлиянием и взаимодействием. (11, с.9)

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Основные направления деятельности детских библиотек России по формированию патриотического воспитания детей
На современном этапе в России значительно активизировались ментальные процессы. Объектом пристального внимания, изучения и исследования являются уникальность и своеобразие, самобытность каждого региона (края) [105]. Краеведение стало одной из необходимых основ укрепления региона как единой системы ...

Историко-педагогическая динамика процесса взаимодействия физики как учебной дисциплины и технического образования в СССР
В современных теоретических и поисковых исследованиях в области методики преподавания физики для инженерных специальностей очевиден дефицит историко-педагогического знания. Это отрицательно сказывается на основательности и надежности, разрабатываемых сегодня идей и предложений педагогических наук, ...

Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис
Большое влияние на организацию дифференцированного обучения, создание системы школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, определение критериев отбора и комплектования групп в них, разработку путей обучения детей с различным состоянием слуха оказала педагогическая классификация Р.М. ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru