Информация о педагогике » Реализация методов эмоционально-ценностного компонента образования на уроках начальной школы » Сущность, структура, элементы эмоционально-ценностного компонента обучения младших школьников

Сущность, структура, элементы эмоционально-ценностного компонента обучения младших школьников

Страница 3

Эмоции всегда связаны с ценностями. Содержательной основой эмоций являются ценности. Это обусловлено тем, что эмоции чаще всего направлены на определенный объект и связаны с выражением отношения к нему. Так нравственные эмоции напрямую связаны с нравственными ценностями, то же можно говорить об интеллектуальных, социальных, эстетических и других. Без соотнесения с ценностью объекта нельзя говорить о значимости или нежелательности тех или иных эмоции по отношению к нему.

Важную роль в реализации ценностей и в нормальном функционировании эмоциональной сферы личности играют механизмы волевого регулирования. Волевые качества личности принадлежат к ряду самых существенных, однако, сами по себе они могут иметь позитивное или негативное значение для общества. Это зависит от того, на реализацию каких ценностей человек направляет волевые усилия. Следовательно, определяющим и являются ценностные ориентации личности, обладающей этими волевыми качествами. Наличие волевых качеств означает только одно — человек владеет своим поведением, он хозяин своих действий и планов. Особый вопрос, что же это за планы. Воля — только средство достижения цели, или средство реализации ценностей. Без ее развития ценностные ориентации личности не получают нужного проявления.

Основываясь на теории И.К.Журавлева о содержательной и процессуальной стороне обучения мы считаем, что эмоционально-ценностный компонент состоит из неразрывно взаимосвязанных содержательной и процессуальной сторон. Содержательная сторона включает в себя то, что подлежит усвоению. В процессуальную входят те многообразные средства, которые способствуют усвоению содержания. В содержательной системообразующим являются ценности, а в процессуальной -эмоции. В содержании для усвоения важны все три элемента эмоционально-ценностного компонента: система ценностных ориентации, эмоциональные и волевые качества личности. Но ценности являются основным - системообразующим элементом. Ценности служат побудителями эмоционально-волевых проявлений, они являются содержательной основой эмоций. Сами эмоции значимы в образовании в том случае, если они адекватны общественно значимым ценностям.

Таким образом, моделируя систему эмоционально-ценностного компонента, мы в начале определяем, какие ценности необходимы для усвоения младшими школьниками. Затем - какие эмоциональные реакции необходимо пробуждать в связи с этими ценностями. То же можно сказать о волевых проявлениях. Волевые усилия личности являются значимыми только в том случае, если они направлены на социально значимые ценности. Следовательно, волевые качества личности формируются в деятельности по реализации ценностей. Кроме того, в некоторых случаях эмоции пробуждаются не для усвоения ценностей, а как самостоятельные процессы - для нормального функционирования эмоциональной сферы ребенка сюда относятся в основном такие эмоции как: неуспех, страх и т.д. Ребенок для своего нормального развития должен переживать всю палитру чувств, включая и отрицательные.

Страницы: 1 2 3 

Новые статьи:

Опытное преподавание
Перед тем, как проводить опытное преподавание, я изучила соответствующую математическую и методическую литературу. После чего были разработаны и проведены факультативные занятия по теме «Графики функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины». Опытное преподавание осущес ...

Анализ эффективности реализуемых мероприятий
На контрольном этапе нашего экспериментального исследования мы провели повторную диагностику определения уровня восприятия у детей. Результаты данной диагностики приведены в приложениях 5, 6. В процессе организации психолого-коррекционных занятий мы использовали деятельностный принцип, поэтому в ка ...

Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослыми закладываются о ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru