Информация о педагогике » Реализация методов эмоционально-ценностного компонента образования на уроках начальной школы » Сущность, структура, элементы эмоционально-ценностного компонента обучения младших школьников

Сущность, структура, элементы эмоционально-ценностного компонента обучения младших школьников

Страница 3

Эмоции всегда связаны с ценностями. Содержательной основой эмоций являются ценности. Это обусловлено тем, что эмоции чаще всего направлены на определенный объект и связаны с выражением отношения к нему. Так нравственные эмоции напрямую связаны с нравственными ценностями, то же можно говорить об интеллектуальных, социальных, эстетических и других. Без соотнесения с ценностью объекта нельзя говорить о значимости или нежелательности тех или иных эмоции по отношению к нему.

Важную роль в реализации ценностей и в нормальном функционировании эмоциональной сферы личности играют механизмы волевого регулирования. Волевые качества личности принадлежат к ряду самых существенных, однако, сами по себе они могут иметь позитивное или негативное значение для общества. Это зависит от того, на реализацию каких ценностей человек направляет волевые усилия. Следовательно, определяющим и являются ценностные ориентации личности, обладающей этими волевыми качествами. Наличие волевых качеств означает только одно — человек владеет своим поведением, он хозяин своих действий и планов. Особый вопрос, что же это за планы. Воля — только средство достижения цели, или средство реализации ценностей. Без ее развития ценностные ориентации личности не получают нужного проявления.

Основываясь на теории И.К.Журавлева о содержательной и процессуальной стороне обучения мы считаем, что эмоционально-ценностный компонент состоит из неразрывно взаимосвязанных содержательной и процессуальной сторон. Содержательная сторона включает в себя то, что подлежит усвоению. В процессуальную входят те многообразные средства, которые способствуют усвоению содержания. В содержательной системообразующим являются ценности, а в процессуальной -эмоции. В содержании для усвоения важны все три элемента эмоционально-ценностного компонента: система ценностных ориентации, эмоциональные и волевые качества личности. Но ценности являются основным - системообразующим элементом. Ценности служат побудителями эмоционально-волевых проявлений, они являются содержательной основой эмоций. Сами эмоции значимы в образовании в том случае, если они адекватны общественно значимым ценностям.

Таким образом, моделируя систему эмоционально-ценностного компонента, мы в начале определяем, какие ценности необходимы для усвоения младшими школьниками. Затем - какие эмоциональные реакции необходимо пробуждать в связи с этими ценностями. То же можно сказать о волевых проявлениях. Волевые усилия личности являются значимыми только в том случае, если они направлены на социально значимые ценности. Следовательно, волевые качества личности формируются в деятельности по реализации ценностей. Кроме того, в некоторых случаях эмоции пробуждаются не для усвоения ценностей, а как самостоятельные процессы - для нормального функционирования эмоциональной сферы ребенка сюда относятся в основном такие эмоции как: неуспех, страх и т.д. Ребенок для своего нормального развития должен переживать всю палитру чувств, включая и отрицательные.

Страницы: 1 2 3 

Новые статьи:

Обоснование педагогических инноваций
Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов - инновационных и традиционных. Если рассматривать вуз как тренировочную площадку с программой обучения, заданной социальным заказом, то связь педтехнологий с факторами современного социального заказа в системе в ...

Ценностные ориентации подростков
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный ста ...

Структура познавательной активности студентов
Говоря о понятии структуры, необходимо отметить, что в общенаучном смысле структура любого явления или процесса представляет собой определённое сочетание элементов и частей. Элементы находятся в определенном взаимоотношении: как в связи друг с другом, так и в связи между собой в целое, причем кажды ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru