Информация о педагогике » Организация исследовательской деятельности старших дошкольников как средства сенсорного развития » Исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Страница 6

В раннем детстве ребенок нередко смешивает изображенную и реальную действительность. Поэтому он пытается сорвать с картинки нарисованные цветы или взять нарисованные яблоки. Такие попытки говорят о том, что рисунок еще не стал для малыша заместителем реального объекта, что он не отделяет реальное от изображенного.

В дошкольном детстве восприятие рисунка развивается в трех направлениях (В.С. Мухина). Во-первых, изменяется отношение к рисунку как к изображению действительности. Дети перестают путать свойства реальных предметов и свойства настоящих, начинают понимать, что с нарисованными предметами нельзя действовать, как с настоящими, что изображенное на картинке яблоко нельзя съесть, собаку нельзя прогнать и она не кусается. Во-вторых, развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено. Постепенно ребенок осваивает нормы и правила изобразительного искусства, прежде всего законы перспективы, в соответствии с которыми строится рисунок. Ведь даже на самой простой картинке, включающей изображение хотя бы двух предметов, они даны в каких-то пространственных связях. В-третьих, совершенствуется понимание содержания рисунка, которое зависит от структуры картинки, динамичности или статичности сюжета, от того, насколько он знаком ребенку.

Важным в описании картинки является вопрос, с которым взрослый обращается к ребенку. Спрашивая о том, что изображено, взрослый ориентирует ребенка на перечисление нарисованных предметов. Вопрос «Что делают на картинке?» приводит ребенка к раскрытию функциональных связей, т.е. действий персонажей. На просьбу «Расскажи о событиях, изображенных на картинке» ребенок, пытаясь их понять, истолковать, дает связные высказывания. Он определяет центр, ядро картинки, устанавливает пространственное местоположение предметов, различные видимые и предполагаемые логические взаимосвязи между ними, воспринимает рисунок как целое. Если ребенок дает картинке название, выраженное одним-двумя словами, то он обобщает увиденное, относит конкретный предмет или событие к соответствующей группе. В таком описании рисунка прослеживаются взаимосвязи восприятия, мышления и речи, анализа и синтеза.

На материале восприятия живописи М.Н. Зубарева раскрыла уровни эстетического развития дошкольника.

На первом уровне ребенок трех-четырех лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер (выбрал открытку потому, что «дома такой еще нет», «потому, что здесь лодка, можно покататься», «потому, что яблоко, оно вкусное»).

На втором уровне ребенок к пяти годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композиционные приемы.

На третьем, высшем, уровне дети шести-семи лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Новые статьи:

Характеристика творчества детей 5-6 лет
На каждом этапе развития ребенка происходят значительные изменения не только в плане физического, но и творческого развития. Изобразительная деятельность детей старшей группы имеет свои особенности. Связано это с тем, что дети 5-6 лет окрепли физически, начался процесс окостенения кисти руки, укреп ...

Педагогика со времени татарского ига и до Петра Великого в Юго-Западной Руси
Разобщенная монголами с Северо-Восточной, Юго-Западная Русь вошла в состав Великого Литовского княжества, с 1386 г. соединившегося с Польшею. Польша стояла ближе России к Западу; гуманистическое движение не минуло и ее поэтому семена западной образованности заносились туда легче и скорее, чем на Ру ...

Особенности методической системы обучения физике студентов высших учебных заведений технического профиля и основные требования к ней
Фундаментальность физического образования предполагает, что в высших технических учебных заведениях знания, сформированные у студентов на занятиях по физике, являются фундаментальной базой для изучения общетехнических и специальных дисциплин, освоения новой техники и технологий. Содержание курса фи ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru