Информация о педагогике » Организация исследовательской деятельности старших дошкольников как средства сенсорного развития

Организация исследовательской деятельности старших дошкольников как средства сенсорного развития

В отечественной педагогике признано отношение к дошкольному воспитанию как к этапу, определяющему все дальнейшее развитие. Совершенствование образования и воспитания предусматривает необходимость максимальной реализации возможностей, присущих каждому конкретному возрастному периоду.

Период дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема генезиса восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В современном обществе демократические преобразования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его активного поведения в конкретных ситуациях, в деятельности, в общении, что определяет для него меру значимости вещей и явлений окружающей жизни, развивает сенсорные способности.

В то же время в практике прочно утвердилась императивная система воспитания и образования, мало опирающаяся на индивидуально-личностный подход, когда все дети дошкольного возраста должны усвоить определенные знания, приобрести навыки и умения. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, наблюдается возрождение дидактических систем Ф. Фребеля, М. Монтессори, О. Декроли. При этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине XX века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. С нашей точки зрения теоретический анализ исследований и практики этого периода позволит внести коррективы построения педагогического процесса в целях его совершенствования в детских дошкольных воспитательно-образовательных учреждениях.

Становление и развитие теории дошкольной педагогики (в том числе и проблем сенсорного воспитания) в конце XIX – начале XX вв. (до 1917 г.) проанализировано и обобщено в работах Н. Виноградова, Е.А. Гребенщиковой, Л.М. Казарян, Л.А. Калмыковой, Л.И. Красногорской, П.А. Лебедева, Л.Н. Перелыгиной, М.И. Петровой, А.В. Плеханова, В.В. Реутовой, Н.Т. Спиренковой, Е.К. Сухенко, М.Г. Ярошевского и др.

Для нас особый интерес представляет работа О.В. Морозовой, поскольку в ней отражен процесс становления первоначального сенсорного воспитания в конце XIX – начале XX вв. Обобщенный анализ проблем сенсорного воспитания детей раннего возраста в период с 1917 по 1941 гг. дан в исследованиях Н.К. Беляевой, Л.Н. Литвина. Исследования, обобщающие вопросы сенсорного воспитания в отечественной дошкольной педагогике более позднего периода, отсутствуют.

Историко-педагогический анализ литературы второй половины XX столетия показал, что проблемами сенсорного воспитания детей дошкольного возраста занимались Ш.А. Абдуллаева, Э.А. Александрян, М.Ю. Кистяковская, Н.С. Карпинская, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, Е.А. Радина, A.M. Фонарев, СВ. Фонарева, Э.Л. Фрухт и др. И большинство их касались проблем, как умственного развития, так и развития других сторон личности и совершенствования практической деятельности ребенка.

Актуальность исследования данной работы определяется возросшей в настоящее время потребностью в увеличении в дошкольных учреждениях числа групп для детей дошкольного возраста.

В то же время накопленный опыт исследований и методических рекомендаций во многом утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию воспитания детей дошкольного возраста с целью определения эффективных методов и внедрения их в практику.

Все вышесказанное определило проблему исследования: каковы наиболее актуальные тенденции в исследовании проблем и становления; целостной системы сенсорного воспитания во второй половине XX столетия?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является система сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, сложившаяся во второй половине XX века.

Предметом исследования выступает процесс становления теории сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике рассматриваемого периода.

В соответствии с проблемой и целью исследования определены его

Задачи:

1. Выявить наиболее актуальные проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

2. Охарактеризовать процесс разработки и особенности системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

3. Показать значимость разработанных идей и определить возможность использования для совершенствования практики современного дошкольного воспитания.

Новые статьи:

Методика развития связанной речи у детей
Целью данного исследования является определение методики развития связанной речи у умственно отсталых дошкольников. Поставленная цель привела к решению следующих задач: 1. Провести констатирующий эксперимент. 2. Провести формирующий эксперимент. 3. Провести контрольный эксперимент. 4. Сделать соотв ...

История изучения фонетики
Фонетика и фонология – раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка. Звуковой строй служит материальной формой языка и находится в сложных двояких отношениях с биологической и с общественной природой человека. Понятие «фонема» - одно из основополагающих понятий современного теоретического язы ...

Виды мышления
Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Под мышлением мы понимаем нечто, происходящее где-то «внутри», в психической сфере, и то психическое «нечто» влияет на поведение человека таким образом, что оно приобретает нешаблонный, нес ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru