Информация о педагогике » Формирование у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии » Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии

Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии

Страница 4

Как бы ни было знакомо место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, учитель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.

Подготовка учащихся:

Начинается с сообщения цели экскурсии. Ученики должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

Ученики должны знать, что экскурсия - это занятие, которое проводится не в помещении, а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Педагог напоминает детям правила поведения на улице.

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

К экскурсии учителю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

Ниже приводится примерный перечень оборудования, необходимого на экскурсиях в природу:

Оборудование для сбора растений:

Лопатки или совочки для выкапывания растений — 3.

Нож складной для срезания веток с дерева или кустарника — 1.

Папки для растений — 2.

Корзиночки для шишек, листьев — 2.

Сачки водяные для вылавливания растений из водоемов — 2.

Ведерки полиэтиленовые (или корзинки) для переноски растений — 2—3.

Оборудование для сбора животных:

Сачки воздушные для ловли насекомых в воздухе — 1—2.

Сачки водяные для вылавливания животных из водоема — 1—2.

Коробки с отверстиями для переноски животных — 4—5.

Посуда для переноски водных животных — 2—3.

Всё оборудование должно находиться в определённом месте. Перед экскурсией воспитатель должен тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим взять с собой.

Заключительный этап экскурсии:

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения.

Через 2—3 дня после экскурсии учитель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.

Планируя беседу после экскурсии, учитель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти учащихся восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.

Методика организации и проведения экскурсий

Природоведческая экскурсия:

Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения и сбор природного материала, заключительную часть, где учитель, подводя итог, обращает внимание учеников на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, учитель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Учитель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Учитель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Возрастные особенности подростков
Неправомерно рассматривать индивидуальные особенности школьника (например, индивидуальные особенности внимания, памяти, мышления и т.д.) безотносительно к возрастному периоду, стадии его развития. Одно из основных условий успешного формирования индивидуальных особенностей у ученика, это знание этих ...

Цели место и изучения функциональной линии
Ни одно из других понятий не отражает явлений реальной действительности с такой непосредственностью и конкретностью, как понятие функциональной зависимости. Ученик буквально на каждом шагу встречается с разными применениями функциональной зависимости, в том числе изображённой в виде графиков и диаг ...

«Домострой» о воспитании детей
Во все времена всех людей волновало, кто придет им на смену, кого они оставят на земле после себя. Поэтому-то издревле дело воспитания подрастающего поколения считалось одним из важнейших. Естественно, что "Домострой" не обошел стороной эту тему. Более того, судя по тому, что и начинается ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru