Информация о педагогике » Формирование у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии » Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии

Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии

Страница 3

Кто же к нам пришёл? (апрель)

В небе тучи растревожит,

Дождь прогонит проливной.

Лодке парусной поможет,

Засвистит в трубе печной…

Побывал везде на свете

Озорной, весёлый…(ветер)

Важно отметить, что поэты и писатели, описывающие родную природу, были путешественниками, наблюдателями. Многие любили бродить по лесам и наблюдать за жизнью лесных жителей в разный период времени, подмечать интересное и необычное в их жизни.

- А вы на сегодняшней экскурсии заметили что-нибудь интересное, что не видели другие? Что? Расскажите.

Дети стараются рассказать такое, чтобы все удивились и захотели бы тоже рассмотреть. Это заставляет детей на экскурсиях не только наблюдать, но рассматривать и объяснять.

5. Развитию речи учащихся, сообразительности, наблюдательности может помочь использование на экскурсиях в природу народных примет, пословиц, поговорок, загадок. Это активизирует познавательную деятельность младших школьников. Детям очень нравиться находить в различной литературе приметы того, или иного явления природы, предсказывать погоду следующих дней. Сколько радости бывает, если их предсказания сбываются!

Чтобы развить у детей наблюдательность и пробудить интерес к природе родного края, рекомендую составлять для каждого времени года памятки-инструкции. Эти памятки вывешиваются в классе рядом с календарём природы. Вот примеры таких памяток.

Что наблюдать и делать осенью.

Изменения природы в окрестностях школы в травяном покрове.

Подготовка растений к зиме: кустарники и деревья осенью.

Окраска листьев. Листопад.

Вечнозелёные растения.

Сельскохозяйственные растения.

Сезонные работы в саду и в огороде.

Плоды и семена декоративных растений. Их сбор и хранение.

Различные способы распространены семян дикорастущих растений.

Сбор лекарственных растений и их заготовка.

Подготовка животных к зиме.

Жизнь в водоёме и др.

Что наблюдать и делать зимой.

Определение средней толщиной снежного покрова.

Значение роста снежного покрова.

Жизнь растений под снегом.

Снегозадержание.

Влияние полезащитных полос для снегозадержания.

Жизнь животных. Чьи следы на снегу?

Организация подкормки птиц.

Проверка пригодности семян к посеву.

Водоёмы зимой и др.

Что наблюдать и делать весной.

Таяние снега.

Протравливание семян, работа в парках, в саду, на огороде, в поле.

Наблюдение за развитием кустарников и деревьев.

Сокодвижение.

Распускание листьев. Начало цветения.

Наблюдение за развитием травянистых растений.

Подготовка почвы к севу.

Посев и посадка полевых и огородных растений.

Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными.

Пробуждение жизни в водоёме и др.

Что наблюдать и делать летом.

Летний травяной покров.

Строение цветка.

Сорные растения в полях и огородах (описание и гербарий)

Борьба с сорняками.

Развитие кустарников и деревьев в летних условиях.

Летние работы в огороде, саду, колхозе.

Уход за культурными растениями.

Пропалывание.

Цветение и созревание зерновых культур.

Сенокошение.

Летняя жизнь животных.

Растительность и животный мир водоёмов.

Основной задачей учителя при формировании наблюдательности, я считаю, должно быть обучение детей приёмам наблюдения с целью перенесения этого знания на объекты или явления природы, которые они будут потом наблюдать самостоятельно.

Содержание экскурсий, структура

Структура экскурсии:

вводная беседа

коллективное наблюдение

индивидуальное самостоятельное наблюдение детей

сбор материала

игры детей с собранным материалом

заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Подготовка учителя:

Заключаются, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает учитель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Определяя место экскурсии, учитель выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий учащихся от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать 40-50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Вопросы подготовки детей к школе в психолого-педагогической и методической литературе
Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником: · выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учест ...

Каковы потенциальные издержки принятия Россией Болонской модели и каковы пути их минимизации
Потенциальные издержки принятия Россией Болонской модели могут состоять в некритическом заимствовании опыта стран, практикующих использование соответствующей системы. Эта система, в основе своей англо-саксонского происхождения, вообще говоря, не ставит своей целью получение специалистов, обладающих ...

Опытное преподавание
Перед тем, как проводить опытное преподавание, я изучила соответствующую математическую и методическую литературу. После чего были разработаны и проведены факультативные занятия по теме «Графики функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины». Опытное преподавание осущес ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru