Информация о педагогике » Формирование у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии » Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии

Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии

Страница 2

4. Интересным приёмом развития наблюдательности является использование на уроках-экскурсиях стихотворений, отрывков художественных произведений различных авторов, использование пословиц и поговорок.

После прочтения идёт беседа:

- Что подметил автор в своём отрывке?

- Можно ли это явление увидеть в природе?

- Видели ли вы это?

- Какие образные слова использует автор, чтобы описать это явление? Почему?

- С чем сравнивает автор это явление природы?

Вот, например, как можно провести урок по теме “Здравствуй, весна!”

Цели: установление причинно-следственных связей в природе по сезонам года.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга.

Улыбкой ясную природа

Сквозь сон встречают утро года,

Синея блещут небеса.

Ещё прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют… (А. С. Пушкин)

- Какое время года описано в этом стихотворении?

- Каждое время года имеет свои признаки. Какие признаки есть у весны?

Чтение стихотворения С.Дрожжина “Зима сменяется весною”. Дети отмечают признаки, описанные в стихотворении.

Зимние дни миновали,

Ночи короткие стали,

Солнышко с неба ясней

Луч золотой разливает.

Влажным теплом подувается

Ветер с раздольных полей.

Быстро одна за другой

Тучки несутся толпою,

Лёгкою дымкой скользят.

Галки, вороны стадами

Сядут на крыши рядами,

Каркнут и дальше летят.

Верба над тыном склонилась

Вся расцвела, распушилась,

Так и блестит жемчугом.

Кой-где обтаяли кочки

И закраснели почки

С дремлющем сладко листом…

Дети перечисляют все признаки весны, описанные в стихотворении, затем выделяют только те изменения, которые произошли в неживой природе.

- Итак, ночи стали короче, а дни? Дни стали длиннее. Почему?

- Первый месяц весны называют месяцем света или весной света. В этот месяц наблюдают очень интересное явление на небе “небесный ледоход”. Происходит смена низких серых слоистых облаков на красивые белые кучевые. Изменился снег, появились первые проталины. Начался ледоход на реках.

Лёд идёт, лёд идёт!

Вереницей длинной.

Третьи сутки напролёт

Проплывают льдины.

Синий лёд, зелёный лёд,

Серый, желтоватый,

К верной гибели идёт –

Нет ему возврата. (С. Маршак).

Беседа о том, как опасно выходить на лёд весной. Чтение рассказа Б. Житкова “На льдине”.

- Тает снег, лёд, бегут ручьи и наступает новый период весны – весна воды (апрель).

Беседа о половодье. Чтение отрывка из стихотворения Н.Некрасова “дедушка Мазай и зайцы”

- От весеннего тепла оттаивает почва. В почве накапливается много влаги. Говорят:”Много снега – много хлеба”, “Вода на лугу - сено в стогу”. Как вы это понимаете?

- Температура воздуха уже выше 0, просыпаются растения. Начинается весна зелени (май).

На доске несколько иллюстраций, характеризующих периоды весны. Детям нужно подобрать каждому периоду свою иллюстрацию и описать характерные черты этого периода. Можно повторить признаки весны, загадывая загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжёт, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печёт. (солнце)

- Почему я загадала загадку о солнце первой?

- Как изменилась высота солнца над горизонтом?

Без рук, без ног По полю рыщет, Поёт да свищет, Деревья ломает, К земле траву приклоняет. (ветер)

- Какой ветер весной?

- Почему тёплый, ласковый?

Нет ног, а идут. Глаз нет, а плачут. (тучи).

Летят орлицы по синему небу,

Крылья распластала, солнышко застлала. (облака)

- Какие облака весной, а какие зимой?

- Что из туч зимой, а что весной?

Летом бежит, зимой спит, Весна настала опять побежала. (река)

Крупно, дробно зачастил И всю землю напоил. (дождь)

Не спеша огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце

Ну, конечно, это…(солнце)

Яростно река ревёт и разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Методика организации разнообразных видов и типов уроков естествознания в начальной школе и современные требования к проведению этих уроков
Учебно-воспитательный процесс — это целостная систем организации усвоения материала учебного предмета в школе. Система школьного естественнонаучного образования, исходя из принципа целостности обучения и воспитания, обеспечивает: - усвоение основного учебного материала; - углубление и развитие знан ...

Методика проведения занятий по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет
Методика проведения занятий по лепке из соленого теста мало отличается от лепки из таких традиционных материалов как пластилин и глина. Тем самым говоря о методике лепки из соленого теста можно говорить о методике лепки из пластилина и глины. Различие будет заключаться лишь в том, что лепка из соле ...

Отечественная педагогическая наука после второй мировой войны
Идеологизация и политизация педагогической науки, начавшиеся в первые годы советской власти в России продолжали развиваться и в послевоенные годы. Большое внимание в послевоенный период уделялось созданию обобщающих педагогических трудов. К ним можно отнести работы Николая Кирилловича Гончарова (18 ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru