В связи с этим возникает важная социально-психологическая задача, которая должна быть включена в социометрическое изучение – выявление мотивационного ядра выбора в межличностных отношениях, те есть выявление мотивов, по которым личность готова осуществлять эмоциональный контакт с одними членами группы и отвергать других.
Под мотивационным ядром выбора понимается система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочтительности, проявляемой индивидами в социометрическом эксперименте.
Обработка полученных результатов:
Формулы для вычисления коэффициентов коммуникативности, отвергаемых (для каждого из критериев), а также коэффициента благоприятности психологического климата (для эмоционального критерия):
Коэффициент коммуникативности:
К= ,
где N
– число членов группы, вошедших в микрогруппировки;
N
– общее число членов группы
Коэффициент отвергаемых:
К
= ,
где N
– количество отвергаемых в группе;
N
– общее число членов группы
Коэффициент благоприятности психологического климата:
К = ,
где вз. в(3) – сумма взаимовыборов по 3-му критерию;
в(3) – сумма выборов по 3-му критерию
Ролевой критерий:
Коэффициент коммуникативности:
К= = 0.94 К = = 0.06
Деловой критерий:
Коэффициент отвергаемых:
К = = 0.65 К = = 0.24
Эмоциональный критерий:
Коэффициент отвергаемых:
К= = 0.94 К = = 0.06
Коэффициент благоприятности психологического климата:
К = = 0.52
Нетрадиционные уроки – как форма повышения познавательного интереса
С середины 70-х гг. в Отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными урокам ...
Краткая история развития и становления курса естествознания, его роль и
место в обучении младших школьников
Подготовка обучающихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и умений, успешн ...
Общественно-политическое
положение во Франции в середине XVIII в. и философия просветителей
В середине XVIII в. система феодальных порядков, господствовавшая во Франции, пришла в глубокое противоречие с развивающимся капиталистическим способом производства. Феодально-абсолютистский строй тормозил распространение мануфактур, внедрение машин, применение передовых агрономических методов в се ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.