Метод беседы

Это один из важных экскурсионных методов, который применяется с целью обобщения знаний о наблюдаемом учащимися объекте, уяснения словесных сообщений учителя и для обобщений. Беседа предполагает вопросы и ответы учителя и учащихся. При правильной ее постановке обеспечивается активная мыслительная деятельность учеников. Ставя вопросы, побуждающие к целенаправленному наблюдению объектов, осмысливанию сообщений, и добиваясь продуманных ответов, учитель-экскурсовод подводит учащихся к формулированию обобщений исторических фактов и формированию понятий. Метод беседы позволяет учителю узнать, насколько хорошо учащиеся воспринимают содержание экскурсии. В ходе беседы также обнаруживается, учитывает ли руководитель возраст, знания школьников. Метод беседы применяется и в вводном слове, и в заключении экскурсии. Беседа неразрывно связана с объектами и сообщениями о них.

Как уже отмечалось, эффективен такой показ (анализ) объекта, при котором учащиеся, отвечая на вопросы, активно его наблюдают. Если они в ходе сравнения, сопоставления и анализа отдельных свойств, признаков объекта, исторических явлений, событий приходят к самостоятельному ответу, то подобная беседа называется эвристической. Основой для эвристической беседы всегда будет зрительно воспринимаемый учащимися объект, наблюдая который они получают знания. Этот вид беседы применяется и при демонстрации наглядных пособий, изложении исторических событий. Эффективность эвристической беседы на экскурсии по сравнению с изложением сведений в готовом виде при решении одних и тех же задач бывает более высокой. Эвристическая беседа широко применяется учителем и при проведении экскурсий-уроков.[9, c. 67]

В тех случаях, когда на экскурсии учитель при показе объектов и изложении нового материала опирается на факты, уже известные учащимся, он прибегает к повторительно-обобщающей беседе.

Проверочная беседа представляет собой опрос, в ходе которого проверяются и учитываются знания школьников. Проверочная беседа показывает степень подготовки школьников к восприятию материала: она содействует мобилизации их внимания, повышает интерес к экскурсии. И, наконец, в ходе экскурсии учитель-экскурсовод своими вопросами обращает внимание школьников на уже разобранный материал. Этот вид беседы называется закрепляющим.[6, c.87]

Вот, например, экскурсия-урок, посвященный Великой Отечественной Войне (проходил в музее ВОВ). В конце учитель проводит беседу по следующим вопросам:

«1. В чем заключался гитлеровский план ведения войны с СССР?

2. Каков был план ведения войны, составленный русским командованием?

3. Какое значение имело сражение на Курской дуге?

4. Назовите видных деятелей партизанского движения на оккупированной территории.

5. Каково значение рельсовой войны?» Как мы видим, закрепляющая беседа ставит целью помочь учащимся понять и запомнить содержание экскурсии. Практика показывает, насколько трудно, особенно на первых порах, овладеть методом беседы. Учитель, имеющий небольшой опыт экскурсионной работы, обычно использует метод изложения. На экскурсии вопросы задаются всей группе, ответы же должны быть индивидуальными. Учителю необходимо стремиться вовлекать в беседу как можно больше учеников, недопустимо, когда беседа ведется только с наиболее активными из них. Беседа взаимосвязана с другими экскурсионными методами.

Новые статьи:

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru