Социометрия
– это система некоторых приемов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичной группы, при исследовании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при диагностике уровня групповой активности. Социометрический метод предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера.
Подобные вопросы называют социометрическими критериями, они охватывают различные стороны деятельности и общения личности внутри групп. Такие критерии могут быть связаны с выполнением какой-либо задачи, с учебной, общественными нагрузками, отдыхом, совместным времяпровождением. Различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии касаются наиболее важных и значимых для успеваемого сторон его жизни. Вопросы, относящиеся к работе, учебе, общественно полезной деятельности, совместному отдыху определяет собой сильные критерии при выборе партнера или партнера по каждому из позвоночных видов деятельности и взаимодействия. Слабые критерии – это круг вопросов, связанных с ситуативными факторами: выполнение одноразовых поручений, выбор партнера по дежурству, игре, незапланированной прогулке.
Результаты ответов переносят на, так называемые, матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора и является основной для социометрического анализа.
Для удобства обработки данных каждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним.
Результаты отношений испытуемых друг к другу при ответе по данному критерию могут быть изображены на социограмме, то есть в виде схемы, которая более наглядна, чем матрица выбора, показывает суть структуры общения данных группы.
При рассмотрении социограммы можно сказать о том, что социометрический метод является весьма оперативным, с его помощью может быть достаточно четко выявлена картина эмоциональных тяготений внутри группы, для обнаружения которой путем наблюдений потребовалось бы длительное время.
Социометрический анализ не продвигает нас к пониманию того, почему в одних общностях индивид оказывается противопоставленным группе, а в других этих противопоставлений не наблюдается. Остается также неизвестным, какими мотивами руководствовались члены группы, выбирая одних и отвергая других, что скрывается за «симпатией» и «антипатией» и действительно ли надо сохранить в качестве значимого критерия выбора именно «симпатию» или «антипатию», а не другие критерии. Лежащая в основе социометрических исследований модель группы как эмоционально-психологического феномена не дает возможности осуществить анализ межличностных отношений людей на основе определенных общественно установленных норм, ценностных ориентаций и оценок, сводя все к регистрации взаимодействий и эмоциональных взаимных оценок и влечений.
Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис
Большое влияние на организацию дифференцированного обучения, создание системы школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, определение критериев отбора и комплектования групп в них, разработку путей обучения детей с различным состоянием слуха оказала педагогическая классификация Р.М. ...
Влияние традиций «Домостроя» на современного читателя
Памятник классической литературы - «Домосторой» - каждое новое поколение читателей воспринимает по-своему. Сегодня мы уже не даём «Домострою» однозначных отрицательных характеристик, но - в зависимости от установки - полярно оцениваем положительные его черты. Для одних это - возвращение к принципам ...
Этапы работы с площадями в средней школе
Тема "Площади фигур" изучается в школьном курсе математики в несколько этапов, а именно: Пропедевтический курс (1-6 классы) Основная школа (7-9 классы) Старшая школа (10-11 классы) В пропедевтическом курсе, который охватывает начальную школу и младшие классы среднего звена, учащиеся знако ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.