Информация о педагогике » Психолого-педагогические условия развития ученического самоуправления » Оценка определения социально-психологических характеристик группы

Оценка определения социально-психологических характеристик группы

Страница 1

Социометрия

– это система некоторых приемов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичной группы, при исследовании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при диагностике уровня групповой активности. Социометрический метод предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера.

Подобные вопросы называют социометрическими критериями, они охватывают различные стороны деятельности и общения личности внутри групп. Такие критерии могут быть связаны с выполнением какой-либо задачи, с учебной, общественными нагрузками, отдыхом, совместным времяпровождением. Различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии касаются наиболее важных и значимых для успеваемого сторон его жизни. Вопросы, относящиеся к работе, учебе, общественно полезной деятельности, совместному отдыху определяет собой сильные критерии при выборе партнера или партнера по каждому из позвоночных видов деятельности и взаимодействия. Слабые критерии – это круг вопросов, связанных с ситуативными факторами: выполнение одноразовых поручений, выбор партнера по дежурству, игре, незапланированной прогулке.

Результаты ответов переносят на, так называемые, матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора и является основной для социометрического анализа.

Для удобства обработки данных каждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним.

Результаты отношений испытуемых друг к другу при ответе по данному критерию могут быть изображены на социограмме, то есть в виде схемы, которая более наглядна, чем матрица выбора, показывает суть структуры общения данных группы.

При рассмотрении социограммы можно сказать о том, что социометрический метод является весьма оперативным, с его помощью может быть достаточно четко выявлена картина эмоциональных тяготений внутри группы, для обнаружения которой путем наблюдений потребовалось бы длительное время.

Социометрический анализ не продвигает нас к пониманию того, почему в одних общностях индивид оказывается противопоставленным группе, а в других этих противопоставлений не наблюдается. Остается также неизвестным, какими мотивами руководствовались члены группы, выбирая одних и отвергая других, что скрывается за «симпатией» и «антипатией» и действительно ли надо сохранить в качестве значимого критерия выбора именно «симпатию» или «антипатию», а не другие критерии. Лежащая в основе социометрических исследований модель группы как эмоционально-психологического феномена не дает возможности осуществить анализ межличностных отношений людей на основе определенных общественно установленных норм, ценностных ориентаций и оценок, сводя все к регистрации взаимодействий и эмоциональных взаимных оценок и влечений.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Современное состояние психологической науки
По мнению Ф.Е. Василюка «Карта отечественной психологии за последние 10 лет изменилась, пожалуй, более радикально, чем карта Восточной Европы. Тогда, в 1985 г. над пустынными психологическими пространствами возвышались несколько академических крепостей (то были главным образом столичные психологиче ...

История создания системы развивающего обучения
Одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л.В. Занковым, который в 50х— 60х гг. разработал новую систему начального обучения, сочувственно встреченную педагогической общественностью, но так и не прижившуюся в то время в школе в силу известных обстоят ...

Понятие технологии культурологической драматизации
Исследуя процесс нравственного воспитания в Этнокультурном и Кросскультурном социумах, Ферапонтов Г.А. выделяет 10 положений, которые могли бы лечь в основу культуроразвивающей и культуротворческой педагогической технологии: Положение Н.А. Бердяева о том, что в человеке, с одной стороны, «заключены ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru