Информация о педагогике » Использование информационных технологий во внеклассной работе по информатике » Решение логических задач как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся

Решение логических задач как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся

Страница 5

Данный эксперимент проводился в Ардатовской средней общеобразовательной школе, города Ардатова, Ардатовского района республики Мордовия в 2008-2009 учебном году. Участниками эксперимента являлись ученики 5 класса. Учащиеся были поделены на две группы по 6 человек в каждой группе.

Данный эксперимент преследует следующие задачи:

1. Выявление преимуществ использования информационных технологий во внеурочной работе по информатике;

2. Выяснить мнение учащихся по поводу внеурочной работы по информатике с применением информационных технологий.

Первоначально мной было проведено занятие с одной из групп без применения информационных технологий. На этом уроке учащиеся выполняли задание по графическому оформлению устройств компьютера, т.е. они рисовали на обычных листках, с помощью фломастеров, карандашей.

По ходу урока возникали некоторые проблемы: некоторые учащиеся забыли принести карандаши и фломастеры, в процессе работы пару учеников сломали карандаши, многие не смогли нарисовать все устройства компьютера, так как на уроке не было наглядностей, многие просили новые листы, так как старые испортились.

Следующее занятие было проведено с другой группой с применением информационных технологий в специально оборудованном кабинете по следующему конспекту:

Итак, какие же положительные результаты дает внеклассная работа? Так, ВР направлена большей частью на развитие воображения школьников на основе образного материала, который не подается однозначному толкованию и ставит перед учащимися проблемы, в том числе и нравственного характера. На них реализуется мнемонические способности, мыслительные операции, они функциональны, они могут порой: “объять необъятное”; гармонично объединить фактический и теоретический материал; обычное восприятие информации и творческую работу; эмоциональный и логический способы восприятия – словом, заставить функционировать разные уровни познавательной деятельности учащихся. На проблему соотношения чувственного и логического обращал пристальное внимание Н.Г. Дайри: «В преподавании некоторых предметов описание явлений на уроке облегчено, ибо учащиеся в той или иной степени с этим знакомы (знание слов родного языка, знание животных, растений, фактов кипения и замерзания воды, смены времен года и др.) или могут легко познакомится в жизни. Проигрывание роли, внутренне раскрепощая ребенка, создает условия, при которых может развиваться творчество». Результативностью применения ВР является следующее: ВР мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учащихся – внимание, восприятие, мышление, память, воображение; внеклассная работа повышает интерес к предмету, практически у всех учащихся. Полученные знания становятся более прочными, такие уроки позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям технологией, ВР позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

Несмотря на высокую степень эффективности ВР в процессе обучения, в то же время ее не следует полностью абсолютизировать. Как отмечает Л.Н. Боголюбов: “Практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение может дать обратный результат”. От традиционных форм уроков не следует отказываться.

Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока, может способствовать успешному развитию личности учащихся. Критерием такой сбалансированности является принцип оптимизации процесса обучения, хорошо разработанной в дидактике. За основу принимается критерий оптимальности, по словам Ю.К. Бабанского: «признак, на основании которого производится сравнительная оценка возможных решений (альтернатив) и выбор наилучшего из них». В качестве таких критериев Ю.К. Бабанский выделяет: эффективность (как результаты успешности учения, воспитанности, развитости учащихся); качество решения учебно-воспитательных задач (как степень соответствия результатов обучения целям и задачам учебно-воспитательного процесса); оптимальность расхода времени и усилий учителей и учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Речевой этикет в современной школе
речевой этикет школьник урок Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся. 1. Произносительный уровень. Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребенка в школу уже в основном усвоено, но из акустического пото ...

Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию речи детей с использованием литературного творчества
Большой раздел устного творчества русского народа составляет народный календарь. В своей работе мы старались его придерживаться и даже организовали календарно-обрядовый праздник «Осенины», (Приложение 6). Кроме того, провели серию занятий познавательного цикла, где решались речевые задачи, с целью ...

Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис
Большое влияние на организацию дифференцированного обучения, создание системы школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, определение критериев отбора и комплектования групп в них, разработку путей обучения детей с различным состоянием слуха оказала педагогическая классификация Р.М. ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru