Информация о педагогике » Функционирование образовательной системы в послевоенный период в СССР и Европе » Профессионально-техническое образование после Великой Отечественной войны в СССР

Профессионально-техническое образование после Великой Отечественной войны в СССР

Страница 3

Ежегодно училища, местные и республиканские органы профессионально-технического образования организуют выставки технического творчества учащихся. Лучшие работы экспонируются в павильоне «Профессионально-техническое образование» Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства СССР. Выставки работ учащихся профессионально-технических училищ с успехом демонстрировались в ряде стран Европы и Америки. На Всемирной выставке в Брюсселе из 18 призов, которые присуждались по разделу профессионального образования, 16 призов получили работы учащихся советских профессионально-технических училищ. В училищах работают также исторические и краеведческие кружки, литературные объединения. Широкое распространение получили такие формы внеклассной работы, как «Клуб интересных встреч», «Клуб выходного дня», «Клуб любителей искусств». В ряде училищ созданы советы друзей; ученые, писатели, художники, актеры активно помогают в организации воспитательной работы. Большое развитие получили различные формы военно-патриотического воспитания. Учебным планом для всех специальностей предусмотрен курс «Эстетическое воспитание», призванный раскрыть эстетику коммунистического труда и быта, научить молодежь видеть прекрасное, наслаждаться выдающимися произведениями литературы, музыки, живописи. Учащиеся знакомятся с основами производственной эстетики, с эстетическими требованиями, предъявляемыми к различным видам продукции. Особое место занимает в системе воспитательной работы художественная самодеятельность учащихся. В училищах работает более 12 тыс. кружков художественной самодеятельности — хоровых, музыкальных, драматических, хореографических. Многие областные, краевые, республиканские управления профессионально-технического образования имеют свои дома культуры, ансамбли песни и пляски. В 1965 году в стране работало 38 домов культуры и около 800 клубов, несколько десятков коллективов художественной самодеятельности. В областях, краях и республиках регулярно проводятся смотры художественной самодеятельности учащихся. Художественные коллективы школ и училищ неоднократно участвовали в международных фестивалях. Из числа участников художественной самодеятельности учебных заведений профтехобразования вышло немало выдающихся представителей советского профессионального искусства. Важной составной частью учебно-воспитательной работы в профтехучилищах является физическое воспитание учащихся. Занятия физкультурой включены в учебный план; режимом дня предусмотрены утренняя гимнастика, физкультура на производстве, спортивные игры и развлечения во время перерывов и в свободное время. Широко развернута физкультурно-массовая и спортивная работа. Всю физкультурную и спортивную работу в учебных заведениях профессионально-технического образования организует добровольное спортивное общество «Трудовые резервы». В училищах работают многочисленные спортивные кружки и секции. Регулярно проводятся городские, областные, республиканские и всесоюзные спартакиады по зимним и летним видам спорта. Некоторое представление о результатах работы по физическому воспитанию учащихся профтехучилищ могут дать следующие данные. Свыше 90% выпускников училищ получают значок ГТО, около 60% имеют спортивный разряд, 20—25% — звание общественного инструктора и судьи по спорту. В обществе «Трудовые резервы» выросли многие чемпионы и рекордсмены мира и Европы, победители Олимпийских игр. Основой ученического коллектива профессионально-технического училища является комсомольская организация училища. Она проводит большую воспитательную работу с учащимися, проявляет инициативу и почин в организации труда, учебы и быта молодежи. Массовой общественной организацией учащихся является также профсоюз. В члены профсоюза уже в первые месяцы пребывания в училище вступают все учащиеся. Он является для них школой управления, школой хозяйствования, школой коммунизма. Профсоюзная организация возглавляет борьбу за выполнение учебно-производственных планов, за овладение новой техникой и передовыми методами труда, выступает организатором социалистического соревнования. Она повседневно контролирует организацию быта учащихся, организует их культурное обслуживание и отдых.

В учебно-воспитательной работе успешно применяется система «перспективных линий» А.С. Макаренко. Много внимания уделяется организации непрерывной содержательной деятельности коллектива, воспитанию привычки совместных действий (коллективное планирование работы, совместная ее оценка, подведение итогов соревнования и т. п.). Формированию актива способствуют многочисленные общественные дела. В большинстве училищ созданы совет клуба, совет общежития, совет библиотеки, редколлегия газеты, совет добровольного спортивного общества «Трудовые резервы», народные дружины по охране общественного порядка, добровольные пожарные команды. Все это обеспечивает широкие возможности вовлечения учащихся в общественную работу с учетом различных их склонностей и интересов. Обязательной составной частью подготовки рабочих всех профессий является производственное обучение в цехах предприятий, на стройках, в шахтах, в совхозах и колхозах. Это имеет огромное значение не только для совершенствования профессионального мастерства, овладения новой техникой и передовыми методами труда, но и для формирования морального облика молодого рабочего. Участвуя в жизни социалистического предприятия, учащиеся проникаются интересами рабочего коллектива, вместе с ним преодолевают возникающие трудности, радуются достигнутым успехам. Воспитанники профтехучилищ активно включаются в производственную и общественную жизнь предприятия, принимают участие в рабочих собраниях, в производственных совещаниях, в деятельности комсомольской и профсоюзной организации. Постоянное общение с рабочими коллективами помогает воспитанию учащихся на революционных и трудовых традициях рабочего класса. На примере лучших людей цеха, завода у учащихся воспитывается чувство рабочей гордости, любовь к профессии, творческое отношение к труду, коллективизм и товарищество. Отмечая вместе с коллективами предприятий революционные праздники, знаменательные для жизни завода, фабрики, шахты даты, учащиеся воспитываются в духе советского патриотизма. За последние годы широко развернулось шефство цехов, бригад, ударников коммунистического труда над профтехучилищами. Воспитанию ученического коллектива способствует установление добрых традиций. Во многих училищах существует традиция торжественного вручения знамени училища учащимся нового приема. Подготовка и повышение квалификации рабочих осуществляется не только в учебных заведениях, но и непосредственно на производстве. Первая попытка ввести единую в масштабе всей страны систему подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве была предпринята Совнаркомом СССР в 1931 году. Основными звеньями этой системы стали производственно-политехнические курсы, которые должны были за 5—10 месяцев давать массовую производственную квалификацию и общее образование в объеме начальной школы, и рабочая техническая школа, которая в течение 2,5 лет готовила рабочего средней и высшей квалификации и давала ему общее образование в объеме семилетки. Жизнь показала, что эти формы обучения не обеспечивают сочетания общего образования с полноценной профессиональной подготовкой. В 1933 г. производственно-политехнические курсы и рабочие технические школы были реорганизованы в 6—10 месячные производственно-технические курсы. В годы первой пятилетки огромная масса рабочих влилась в производство, не получив предварительной профессиональной подготовки. Это не могло не сказаться отрицательно на качестве продукции и уровне производительности труда. В июле 1932 года Совет труда и обороны ввел обязательный технический минимум знаний для рабочих, обслуживающих сложные агрегаты, установки и механизмы, а также выполняющих ответственные или опасные работы. Вначале техминимум был установлен для рабочих 255 ведущих специальностей, но постепенно перечень специальностей расширялся, и к середине второй пятилетки изучение техминимума превратилось в важную форму повышения квалификации рабочих. Состоявшийся в декабре 1935 года Пленум ЦК ВКП(б) отметил большое значение технической учебы в развертывании стахановского движения и потребовал «сделать обучение техническому минимуму всеобщим и обязательным для всех рабочих и работниц, подчинив это важнейшее дело задаче подъема культурно-технического уровня рабочего класса до уровня работников инженерно-технического труда». После Пленума ЦК ВКП(б) в промышленности была установлена система технического обучения рабочих, включающая курсы технического минимума, стахановские школы (школы передовых методов труда), производственно-технические курсы, курсы целевого назначения, курсы мастеров социалистического труда со сроком обучения 2—3 года для повышения культурно-технического уровня передовых рабочих. В послевоенные годы эта система претерпела некоторые изменения. Прекратили существование курсы мастеров социалистического труда. Изучение техминимума вошло составной частью в подготовку рабочих путем индивидуального и бригадного обучения. В настоящее время подготовка новых рабочих на предприятиях производится путем индивидуального и бригадного обучения, а также на курсах без отрыва и с отрывом от производства по профессиям и специальностям, для овладения которыми требуется, как правило, не более 6 месяцев. Основными формами повышения производственной квалификации и культурно-технического уровня рабочих на предприятиях являются в настоящее время производственно-технические курсы и школы по изучению передовых методов труда. Они ставят своей задачей: повышение квалификации рабочих, получение ими новых профессиональных навыков и общеобразовательных, технических и специальных знаний, необходимых для овладения передовой техникой и высокопроизводительными методами труда; изучение нового оборудования, изделий, материалов и технологических процессов, средств механизации и автоматизации производства; обучение вторым профессиям, расширение производственного профиля. Курсы целевого назначения стали разновидностью производственно-технических курсов. Продолжительность обучения в группах повышения квалификации не более 6 месяцев, а в группах целевого назначения — не свыше 2 месяцев. В 1965 году на предприятиях обучено новым профессиям 3407 тыс. рабочих, из них 2 490 тыс. путем индивидуально-бригадного обучения; различными формами повышения квалификации было охвачено 7 230 тыс. рабочих.

Страницы: 1 2 3 

Новые статьи:

Изучение процесса формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи в условиях обучающего эксперимента
Второй частью нашего исследования было проведение обучающего эксперимента. Его основной целью было совершенствование существующих методических приемов и коррекционных подходов к формированию грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Для достижения намеченной цели нами были ...

Способы выявления учебных проблем в химии
Проблемное обучение — это развивающее обучение, так как мыслить человек начинает лишь тогда, когда у него есть потребность что-то понять. А такая потребность возникает лучше всего в условиях проблемного обучения. Следовательно, задача, которая стоит перед учителем в рамках проблемного обучения, — о ...

Психолого-педагогические особенности трудных подростков
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил пр ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru