Информация о педагогике » Функционирование образовательной системы в послевоенный период в СССР и Европе » Профессионально-техническое образование после Великой Отечественной войны в СССР

Профессионально-техническое образование после Великой Отечественной войны в СССР

Страница 2

В настоящее время профессионально-технические училища готовят рабочие кадры более чем по тысяче квалифицированных профессий и специальностей для всех отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи, культурно-бытового обслуживания, коммунального хозяйства и торговли. Учебные планы этих училищ, наряду с производственной практикой и специальными предметами, предусматривают изучение общей технологии производства, технической механики, электротехники с основами промышленной электроники, основ организации и экономики производства, обществоведения, физическую подготовку и эстетическое воспитание молодого рабочего. Профессионально-технические училища стремятся, таким образом, обеспечить в пределах своих возможностей всестороннее развитие и коммунистическое воспитание молодежи. В современных условиях важнейшее значение приобретает систематическое повышение квалификации работников промышленности и других отраслей народного хозяйства, а также обучение и рациональное использование рабочих, высвобождающихся в процессе механизации и автоматизации производства. Значительная роль в решении этой задачи принадлежит вечерним (сменным) профессионально-техническим училищам, которые осуществляют подготовку квалифицированных рабочих без отрыва от производства, повышение квалификации работающих, а также освоение ими смежных профессий. В 1959—1965 гг. дневные профессионально-технические училища подготовили 5 401,6 тыс. молодых рабочих, в том числе 1411,3 тыс. для промышленности, 1 035 тыс. для строительства, 2 463 тыс. для сельского хозяйства, 488,3 тыс. для других отраслей народного хозяйства. Повысилось качество обучения и воспитания молодых рабочих. Вместе с тем ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР в своем приветствии по случаю 25-летия системы профессионально-технического образования, отметив ее достижения, подчеркнули, что теперь, когда перед страной стоят весьма важные задачи по дальнейшему развитию социалистической экономики, обеспечению высоких темпов технического прогресса, ко всей системе профессионально-технического образования предъявляются новые, еще более высокие требования.

Необходимо всемерно поднимать уровень профессионального обучения молодежи, решительно улучшать качество подготовки и расширять выпуск квалифицированных рабочих кадров для народного хозяйства. Социалистический строй обеспечил в нашей стране политическое равноправие наций, ликвидировал унаследованное от старого строя, экономическое и культурное неравенство народов. Во всех советских республиках создана современная промышленность, сформированы национальные кадры рабочего класса и интеллигенции. Представление о росте квалифицированных кадров рабочих и интеллигенции в национальных республиках дают следующие цифры.

Если по СССР в целом число рабочих — металлургов и металлистов увеличилось с 1926 по 1959 год в 9 раз, то в республиках Средней Азии и в Казахстане оно возросло в 18 раз, число рабочих-химиков — соответственно в 9 и в 72 раза, шоферов — в 176 раз, комбайнеров и трактористов — в 595 и в 628 раз. Темпы роста инженеров, техников и агрономов в этих республиках также превышали более чем в 2 раза общесоюзные темпы. Наиболее быстрыми темпами развитие сети профессионально-технических учебных заведений и контингентов учащихся в них шло в республиках, которые до революции были отсталыми окраинами царской России. Это одно из следствий претворения в жизнь ленинской национальной политики, братского сотрудничества народов СССР. На начало 1941 года в стране действовало 1551 учебное заведение, в которых обучалось 602 тыс. человек. В годы Великой Отечественной войны система профессионально-технического образования понесла большой урон. При большинстве учебных заведений созданы многоотраслевые учебные хозяйства. Их посевная площадь составляет 94,2 тыс. гектаров. Профессионально-технические училища ведут большую воспитательную работу с молодежью. Они тесно связаны с коллективами базовых предприятий, с родителями учащихся. Важное место в формировании научного мировоззрения учащихся принадлежит курсу «Обществоведение», в котором излагаются основы марксизма-ленинизма, дается система знаний о законах развития природы и общества, о строительстве коммунизма в нашей стране. Молодые рабочие учатся отстаивать свои убеждения, претворять их в жизнь. Решающее значение имеет при этом учебно-производственная деятельность. Две трети учебного времени в училищах отводится производственному обучению, которое осуществляется на основе производительного труда учащихся. Большую роль в воспитании молодых рабочих играет социалистическое соревнование. Учебные группы ведут борьбу за звание резерва бригад коммунистического труда, учебные мастерские — за звание мастерской отличного качества продукции, общежития — за звание общежития коммунистического быта и образцового порядка. Ширится соревнование по профессиям — за звание лучшего 256 токаря, слесаря, машиниста угольного комбайна и т. д. Задачи всестороннего развития учащихся решаются на уроках и во внеклассной работе. Формы и методы внеклассной работы в училищах многообразны. Учащимся читают лекции, с ними проводят беседы и тематические вечера, организуют экскурсии, походы и занятия в кружках.1 В технических кружках молодежь приобретает навыки рационализации и изобретательства, знакомится с новейшими достижениями науки и техники. Будущие рабочие с увлечением конструируют действующие модели сложнейших машин, приспособления для высокопроизводительной работы, модернизируют станки, изготавливают наглядные пособия для учебных кабинетов и лабораторий, технические устройства.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Свободная педагогика Ж.Ж. Руссо
Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ре ...

Понятие знаний, их классификация, характеристика
Человечество накопило огромное количество знаний. Чтобы получить все знания необходимо несколько сотен лет. Но нет необходимости получать все знания, поскольку для человека необходимы только некоторые. Как выяснить какие знания важны, а какие нет? Основу знаний закладывают в школе, где есть образов ...

Система работы по организации исследовательской деятельности как средства развития сенсорного воспитания детей
Сенсорное развитие составляет одну из главных линий умственного развития в дошкольном детстве. Значительно изменяются основные виды чувствительности. Так, улучшается острота зрения и слуха, повышается точность и тонкость цветоразличения, развивается музыкальный (звуковысотный) и фонематический слух ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru