План-конспект урока-экскурсии «Культовые памятники Минска»

Страница 3

После возведения монастыря и костела бернардинцев начинается строительство костела и монастыря бернардинок. По данным поэта В. Сырокомли, каменный монастырский комплекс был построен в 1642 году. Монастырь бернардинок занимал целый квартал. С трех сторон внутренний дворик окружали трехэтажные каменные здания (в настоящее время — жилые дома), с четвертой стороны центром комплекса был монастырский храм. Построен собор в стиле барокко. Характерная черта белорусской архитектуры периода барокко — старательная отделка главного фасада и выявление в нем основных стилевых черт. Монастырский храм бернардинок двухбашенный и именно на этих островерхих живописных башнях собрано все богатство внешней отделки. Во дворе монастыря бернардинок под землю вели два входа, которые закрывались массивными железными дверьми. Один из них довольно просторный, в рост человека, был выложен кирпичом и вел в сторону реки Свислочи. Спуститься в тоннель можно было по кирпичному сходу. Другой вход шел под землей к костелу и монастырю бонифаторов. К северо-востоку от монастыря располагался каменный двухэтажный флигель и деревянные хозяйственные постройки: амбар, конюшни, винокурня и др. Костел был освящен в 1687 году. Московский столоначальник П. А. Толстой, посетивший его, писал, что в нем «играли на органах на хорах и пели зело предивно». Хотя в целом главный фасад костела решен довольно сдержанно, его стройные пропорции придают храму особую выразительность и устремленность вверх. После пожара 1741 года восстановлен. В результате ряда перестроек XIX века многие декоративные элементы главного фасада костела утрачены: исчезла часть карнизов, в нижних ярусах пробиты новые окна. В 1852 году женский монастырь был упразднен. В 1870 году постройки женского бернардинского монастыря занял православный монастырь Святого Духа. Интерьеры памятника дошли до нас с незначительными изменениями.Сейчас в здании бывшего костела размещается православный кафедральный собородна из наиболее значительных архитектурных достопримечательностей города. С 1986 года с соборной колокольни разносится над городом колокольный звон.

3. Иезуитский костёл

Повествование учителя: Последний в ряду памятников эпохи Барокко, сохранившийся до нашего времени,— Иезуитский костел. Он являлся главным элементом сформировавшегося на протяжении XVI — XVIII веков ансамбля иезуитского коллегиума — опорного пункта католического ордена иезуитов.В Минске иезуиты появились в 1654 году. Их резиденция находилась в усадьбе богатого мещанина Егора Гегера, купленной смоленским епископом И. Сангушко за 8000 злотых и подаренной ордену иезуитов (располагалась на месте дома № 1 по улице Революционной). Усадьбу окружала высокая каменная стена с несколькими брамами, во дворе находились старый деревянный дом, конюшня, пивоварня, амбар.

Вопрос к учащимся: Кто такие иезуиты и когда они появились в Беларуси?

Наиболее выразительным сооружением всей усадьбы был небольшой каменный двухэтажный жилой дом, обращенный фасадом на площадь. Позже иезуиты перестроили его под жилье для ксендзов и небольшой костел.Получив поддержку местной магнатской верхушки, иезуиты начинают создавать единый монументально-архитектурный комплекс. В 1699 году они построили двухэтажное каменное здание иезуитской школы (ныне музыкальная школа, площадь Свободы, 7). Рядом было начато строительство костела Иисуса, Марии и святой Барбары. Закладка фундамента нового храма состоялась в торжественной обстановке в 1700 году, а 16 марта 1710 года новый костел был освящен виленским епископом. Но еще довольно долго продолжалась его достройка и отделка: в 1720 году сооружается сакристия (особое помещение в католическом храме для хранения принадлежностей культа), в 1722 году — каплица святого Фелициана (не случайно Иезуитский костел имел и второе название — костел святого Фелициана), в 1732 году — две башни. Построенное в 1747 году здание коллегиума (учебные заведения) завершает формирование ансамбля иезуитского комплекса, самого выразительного и представительного на площади Высокого рынка и занимающего почти всю ее западную сторону. Центральное место в комплексе отводилось иезуитскому костелу, который представлял собой 3-нефное двухбашенное здание с двумя каплицами (Троицкой и Фелициановской) по обеим сторонам. В глубоких полуциркульных нишах башен размещались деревянные резные скульптуры святых Петра и Павла, а фронтон украшала фигура Марии с младенцем. На башнях было установлено четыре колокола — «Казимир», «Тадеуш», «Фелициан» и «Якоб» (последний самый большой — 350 пудов). Богато и пышно был расписан костел внутри: своды оформлены орнаментальной живописью, стены расписаны сюжетными композициями, выполненными в технике фрески художником Казимиром Антошевским. Привлекали внимание пилястры с характерными чертами барокко с двенадцатью резными деревянными фигурами апостолов. В храме находилось большое количество полотен, среди которых были работы Т. Чеховича и И. Олешкевича. Самым оригинальным, самым замечательным достижением архитектуры в XVIII веке в Минске являлся именно ансамбль иезуитского комплекса. Раскрытая композиция построек, единым фронтом развернувшихся вдоль западной стороны площади, существенно отличала его от других монастырей, находившихся на площади (все они имели замкнутую структуру с внутренним закрытым двориком). За костелом в глубине квартала на землях, принадлежавших этому ордену, располагались огороды, хозяйственные постройки. После Октябрьской революции и образования БССР коллегиум стал местом расположения первых правительственных органов республики. В помещении бывшего дома губернатора, получившего название 1-го Дома Советов, в 1919 году разместилось первое правительство Советской Белоруссии. В годы Великой Отечественной войны архитектурный комплекс иезуитов был частично поврежден. Здание костела в 1951 году реконструируется под Дом физкультуры: меняется главный фасад, интерьер, но почти не меняется алтарная часть, уходящая в глубь квартала (своеобразный старинный колорит хорошо просматривается со двора дома). Иезуитский костел взят под охрану государства как памятник архитектуры.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Понятие, сущность и значение математической готовности к обучению в школе
Математика – это одна из представленных в программе сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир. Математическая готовность к обучению в школе - показатель освоения математического содержания окружающей действительности, которое направлено, пр ...

Исследование диагностических методик развития речи слабослышащих детей 3-4 лет
Развитие речи у детей играет особую роль в раннем и дошкольном возрасте и позволяет включить ребенка в естественное общение с другими детьми и взрослыми, сформировать соответствующие возрастным периодам формы общения. Одними из наиболее значимых при исследовании развития речи слабослышащих детей яв ...

Этапы работы с площадями в средней школе
Тема "Площади фигур" изучается в школьном курсе математики в несколько этапов, а именно: Пропедевтический курс (1-6 классы) Основная школа (7-9 классы) Старшая школа (10-11 классы) В пропедевтическом курсе, который охватывает начальную школу и младшие классы среднего звена, учащиеся знако ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru