План-конспект урока-экскурсии «Культовые памятники Минска»

Страница 3

После возведения монастыря и костела бернардинцев начинается строительство костела и монастыря бернардинок. По данным поэта В. Сырокомли, каменный монастырский комплекс был построен в 1642 году. Монастырь бернардинок занимал целый квартал. С трех сторон внутренний дворик окружали трехэтажные каменные здания (в настоящее время — жилые дома), с четвертой стороны центром комплекса был монастырский храм. Построен собор в стиле барокко. Характерная черта белорусской архитектуры периода барокко — старательная отделка главного фасада и выявление в нем основных стилевых черт. Монастырский храм бернардинок двухбашенный и именно на этих островерхих живописных башнях собрано все богатство внешней отделки. Во дворе монастыря бернардинок под землю вели два входа, которые закрывались массивными железными дверьми. Один из них довольно просторный, в рост человека, был выложен кирпичом и вел в сторону реки Свислочи. Спуститься в тоннель можно было по кирпичному сходу. Другой вход шел под землей к костелу и монастырю бонифаторов. К северо-востоку от монастыря располагался каменный двухэтажный флигель и деревянные хозяйственные постройки: амбар, конюшни, винокурня и др. Костел был освящен в 1687 году. Московский столоначальник П. А. Толстой, посетивший его, писал, что в нем «играли на органах на хорах и пели зело предивно». Хотя в целом главный фасад костела решен довольно сдержанно, его стройные пропорции придают храму особую выразительность и устремленность вверх. После пожара 1741 года восстановлен. В результате ряда перестроек XIX века многие декоративные элементы главного фасада костела утрачены: исчезла часть карнизов, в нижних ярусах пробиты новые окна. В 1852 году женский монастырь был упразднен. В 1870 году постройки женского бернардинского монастыря занял православный монастырь Святого Духа. Интерьеры памятника дошли до нас с незначительными изменениями.Сейчас в здании бывшего костела размещается православный кафедральный собородна из наиболее значительных архитектурных достопримечательностей города. С 1986 года с соборной колокольни разносится над городом колокольный звон.

3. Иезуитский костёл

Повествование учителя: Последний в ряду памятников эпохи Барокко, сохранившийся до нашего времени,— Иезуитский костел. Он являлся главным элементом сформировавшегося на протяжении XVI — XVIII веков ансамбля иезуитского коллегиума — опорного пункта католического ордена иезуитов.В Минске иезуиты появились в 1654 году. Их резиденция находилась в усадьбе богатого мещанина Егора Гегера, купленной смоленским епископом И. Сангушко за 8000 злотых и подаренной ордену иезуитов (располагалась на месте дома № 1 по улице Революционной). Усадьбу окружала высокая каменная стена с несколькими брамами, во дворе находились старый деревянный дом, конюшня, пивоварня, амбар.

Вопрос к учащимся: Кто такие иезуиты и когда они появились в Беларуси?

Наиболее выразительным сооружением всей усадьбы был небольшой каменный двухэтажный жилой дом, обращенный фасадом на площадь. Позже иезуиты перестроили его под жилье для ксендзов и небольшой костел.Получив поддержку местной магнатской верхушки, иезуиты начинают создавать единый монументально-архитектурный комплекс. В 1699 году они построили двухэтажное каменное здание иезуитской школы (ныне музыкальная школа, площадь Свободы, 7). Рядом было начато строительство костела Иисуса, Марии и святой Барбары. Закладка фундамента нового храма состоялась в торжественной обстановке в 1700 году, а 16 марта 1710 года новый костел был освящен виленским епископом. Но еще довольно долго продолжалась его достройка и отделка: в 1720 году сооружается сакристия (особое помещение в католическом храме для хранения принадлежностей культа), в 1722 году — каплица святого Фелициана (не случайно Иезуитский костел имел и второе название — костел святого Фелициана), в 1732 году — две башни. Построенное в 1747 году здание коллегиума (учебные заведения) завершает формирование ансамбля иезуитского комплекса, самого выразительного и представительного на площади Высокого рынка и занимающего почти всю ее западную сторону. Центральное место в комплексе отводилось иезуитскому костелу, который представлял собой 3-нефное двухбашенное здание с двумя каплицами (Троицкой и Фелициановской) по обеим сторонам. В глубоких полуциркульных нишах башен размещались деревянные резные скульптуры святых Петра и Павла, а фронтон украшала фигура Марии с младенцем. На башнях было установлено четыре колокола — «Казимир», «Тадеуш», «Фелициан» и «Якоб» (последний самый большой — 350 пудов). Богато и пышно был расписан костел внутри: своды оформлены орнаментальной живописью, стены расписаны сюжетными композициями, выполненными в технике фрески художником Казимиром Антошевским. Привлекали внимание пилястры с характерными чертами барокко с двенадцатью резными деревянными фигурами апостолов. В храме находилось большое количество полотен, среди которых были работы Т. Чеховича и И. Олешкевича. Самым оригинальным, самым замечательным достижением архитектуры в XVIII веке в Минске являлся именно ансамбль иезуитского комплекса. Раскрытая композиция построек, единым фронтом развернувшихся вдоль западной стороны площади, существенно отличала его от других монастырей, находившихся на площади (все они имели замкнутую структуру с внутренним закрытым двориком). За костелом в глубине квартала на землях, принадлежавших этому ордену, располагались огороды, хозяйственные постройки. После Октябрьской революции и образования БССР коллегиум стал местом расположения первых правительственных органов республики. В помещении бывшего дома губернатора, получившего название 1-го Дома Советов, в 1919 году разместилось первое правительство Советской Белоруссии. В годы Великой Отечественной войны архитектурный комплекс иезуитов был частично поврежден. Здание костела в 1951 году реконструируется под Дом физкультуры: меняется главный фасад, интерьер, но почти не меняется алтарная часть, уходящая в глубь квартала (своеобразный старинный колорит хорошо просматривается со двора дома). Иезуитский костел взят под охрану государства как памятник архитектуры.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Понятие знаний, их классификация, характеристика
Человечество накопило огромное количество знаний. Чтобы получить все знания необходимо несколько сотен лет. Но нет необходимости получать все знания, поскольку для человека необходимы только некоторые. Как выяснить какие знания важны, а какие нет? Основу знаний закладывают в школе, где есть образов ...

Использование проектной методики в обучении иностранному языку
Анализируя вышесказанное в главе№2, определим основные принципы использования проектного обучения на старшей ступени средней общеобразовательной школы в рамках собственно-методических принципов обучения ИЯ. 1.Принцип коммуникативности. Данный принцип обусловливает всю учебно-познавательную деятельн ...

Школы ФРГ
В Федеративной Республике Германии организация народного образования находится в ведении отдельных земель (всего 10 земель). На каждой из этих территорий создано министерство, ведающее вопросами культуры, просвещения, вероисповеданий. На правах общефедеративного органа действует Постоянная конферен ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru