Вопрос к учащимся: Что вы знаете о религиозных войнах?
В 1793 году Белорусские земли был присоединен к Российской империи. Петропавловский мужской монастырь упразднили, здание обновили, Минский кафедральный собор назвали Екатерининским в честь русской императрицы. Царица сделала новой церкви подарки: свой личный гардероб и три небольших серебряных подсвечника. В 1797 году на богослужении в церкви присутствовал новый русский император Павел Первый и остался доволен устройством здания и церковной службой.
Однако минские церковные власти пришли к выводу, что собор находится на очень неудачном и непривлекательном месте. Собор был перенесен, лишен значения кафедрального и превратился в обычную церковь.
После изгнания армии Наполеона здание церкви отремонтировали на средства, отпущенные правительством. С этого времени в течение более чем столетнего периода Екатерининская церковь на Немиге выполняла роль идеолога русского самодержавия. В 1871 году пришедший в ветхость храм был почти совершенно перестроен. Появились глухие главы с куполами в центре нефа и над алтарем, а также переделанные по древним образцам главы на колокольнях. Был уничтожен «навес, составлявший как бы притвор храма с западной стороны . на довольно высоких колоннах». Экстерьер украшен множеством мелких деталей в стиле провинциального классицизма, совершенно чуждого общему облику храма. В 1911 году вновь власти обратились в императорскую археологическую комиссию с вопросом о ремонте. После Октябрьской социалистической революции церковь закрыли. В 1926 году объявлена памятником архитектуры и взята под охрану государства. Во время Великой Отечественной войны церковь действовала и даже была заново расписана. После освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков здание церкви было переделано под жилье. В 1972—1979 годах храм реставрировался по проекту Минских научно-реставрационных и производственных мастерских Министерства культуры БССР (архитектор А.И. Курто). На здании укреплена мемориальная доска. Уже более трех с половиной столетий стоит на Немиге Екатерининская церковь, часть истории Минска.
Повествование учителя об архитектурных особенностях храма: Архитектура храма не поддается однозначной классификации, однако целый ряд особенностей не только позволяет судить о его национальном белорусском характере, но и сближает Петропавловскую церковь с другими несколько более поздними культовыми сооружениями Минска, построенными в стиле барокко.
Вопрос к учащимся: Перечислите характерные особенности стиля барокко в архитектуре.
Петропавловская церковь скорее всего принадлежит к числу сооружений, развивающих традиции каменной белорусской архитектуры — это монументальные, простые по композиции, лаконичные по декору, однонеф-ные, значительно реже — трехнефные здания.
В Белоруссии в разные периоды существовали «оборонные храмы» или «храмы-крепости». Некоторые исследователи допускают, что Петропавловская церковь является одной из позднейших модификаций храмов этого типа. В основу объемно-пространственной и планировочной композиции церкви положен принцип симметрии. План храма традиционен: его внутреннее пространство c помощью шести массивных столбов разделено на три части, средняя из которых выше и шире боковых и заканчивается на востоке граненой апсидой. Главный западный фасад представлен двумя квадратными башнями. Правая башня трехъярусная, левая — двухъярусная. Обе убраны арочными проемами и нишами.
Вопросы к учащимся: Что такое «неф», «фасад»? Почему Петропавловский собор называют «храмом-крепостью»?
2. Кафедральный собор
Повествование учителя (одного из учеников):В конце XVI— начале XVII века в Минске начинает формироваться оригинальный архитектурный ансамбль новой площади, получившей впоследствии название Верхний рынок. В центре площади размещаются ратуша и гостиный двор. По периметру возводятся монументальные здания униатских, доминиканского и бернардинских монастырей, дворцы феодальной знати, дома купцов и богатых ремесленников.
Вопрос к учащимся: Кто такие униаты, доминиканцы, бернардинцы?
Лингвистические и психологические основы формирования связной речи у
дошкольников
Интерес к этой проблеме в последнее время очень возрос. Связано это со становлением особой отрасли языкознания - лингвистики текста, которую определяют как науку о сущности и организации предпосылок и условий человеческой коммуникации. Термин " связная речь" употребляется в нескольких зна ...
Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого в Яснополянской школе
Л.Н. Толстой писал: "Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей . И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которо ...
Целесообразность использования тестов на старшем этапе обучения английскому
языку
К настоящему времени в школьной практике проверки навыков учащихся сложились две основные формы контроля: устный опрос и письменная работа. Каждая из них, имея определенные положительные стороны, обладает и целым рядом существенных недостатков. Так, устный опрос является выборочной формой контроля ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.