Вопрос к учащимся: Что вы знаете о религиозных войнах?
В 1793 году Белорусские земли был присоединен к Российской империи. Петропавловский мужской монастырь упразднили, здание обновили, Минский кафедральный собор назвали Екатерининским в честь русской императрицы. Царица сделала новой церкви подарки: свой личный гардероб и три небольших серебряных подсвечника. В 1797 году на богослужении в церкви присутствовал новый русский император Павел Первый и остался доволен устройством здания и церковной службой.
Однако минские церковные власти пришли к выводу, что собор находится на очень неудачном и непривлекательном месте. Собор был перенесен, лишен значения кафедрального и превратился в обычную церковь.
После изгнания армии Наполеона здание церкви отремонтировали на средства, отпущенные правительством. С этого времени в течение более чем столетнего периода Екатерининская церковь на Немиге выполняла роль идеолога русского самодержавия. В 1871 году пришедший в ветхость храм был почти совершенно перестроен. Появились глухие главы с куполами в центре нефа и над алтарем, а также переделанные по древним образцам главы на колокольнях. Был уничтожен «навес, составлявший как бы притвор храма с западной стороны . на довольно высоких колоннах». Экстерьер украшен множеством мелких деталей в стиле провинциального классицизма, совершенно чуждого общему облику храма. В 1911 году вновь власти обратились в императорскую археологическую комиссию с вопросом о ремонте. После Октябрьской социалистической революции церковь закрыли. В 1926 году объявлена памятником архитектуры и взята под охрану государства. Во время Великой Отечественной войны церковь действовала и даже была заново расписана. После освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков здание церкви было переделано под жилье. В 1972—1979 годах храм реставрировался по проекту Минских научно-реставрационных и производственных мастерских Министерства культуры БССР (архитектор А.И. Курто). На здании укреплена мемориальная доска. Уже более трех с половиной столетий стоит на Немиге Екатерининская церковь, часть истории Минска.
Повествование учителя об архитектурных особенностях храма: Архитектура храма не поддается однозначной классификации, однако целый ряд особенностей не только позволяет судить о его национальном белорусском характере, но и сближает Петропавловскую церковь с другими несколько более поздними культовыми сооружениями Минска, построенными в стиле барокко.
Вопрос к учащимся: Перечислите характерные особенности стиля барокко в архитектуре.
Петропавловская церковь скорее всего принадлежит к числу сооружений, развивающих традиции каменной белорусской архитектуры — это монументальные, простые по композиции, лаконичные по декору, однонеф-ные, значительно реже — трехнефные здания.
В Белоруссии в разные периоды существовали «оборонные храмы» или «храмы-крепости». Некоторые исследователи допускают, что Петропавловская церковь является одной из позднейших модификаций храмов этого типа. В основу объемно-пространственной и планировочной композиции церкви положен принцип симметрии. План храма традиционен: его внутреннее пространство c помощью шести массивных столбов разделено на три части, средняя из которых выше и шире боковых и заканчивается на востоке граненой апсидой. Главный западный фасад представлен двумя квадратными башнями. Правая башня трехъярусная, левая — двухъярусная. Обе убраны арочными проемами и нишами.
Вопросы к учащимся: Что такое «неф», «фасад»? Почему Петропавловский собор называют «храмом-крепостью»?
2. Кафедральный собор
Повествование учителя (одного из учеников):В конце XVI— начале XVII века в Минске начинает формироваться оригинальный архитектурный ансамбль новой площади, получившей впоследствии название Верхний рынок. В центре площади размещаются ратуша и гостиный двор. По периметру возводятся монументальные здания униатских, доминиканского и бернардинских монастырей, дворцы феодальной знати, дома купцов и богатых ремесленников.
Вопрос к учащимся: Кто такие униаты, доминиканцы, бернардинцы?
Понятие «Проектная методика»
Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная методика обучения , где широко используется «эго-фактор» (я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через личность учащег ...
Дедуктивный и индуктивный методы умозаключения
Рассмотрим основные формы умозаключений, характерные для логического мышления. Таких форм не так уж много: это индукция, дедукция и аналогия. Вкратце их можно охарактеризовать следующим образом. Индукция - это вывод о множестве, основывающийся на рассмотрении отдельных элементов этого множества. Де ...
Структура образовательного процесса и квалификаций
в Российской Федерации
Как хорошо известно, действующие в Российской Федерации Закон об образовании и Закон о высшем профессиональном и послевузовском образовании предусматривают выбор между двумя образовательными циклами: двухуровневое образование с последовательной реализацией программы бакалавриата (нормативный срок о ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.