Учебная встреча обычно проводится при повторении изучаемого материала как на уроке так и во внеурочное время. Так же как и при общественном смотре знаний, организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Ведет учебную встречу учитель. Встреча протекает следующем образом. Ведущий задает вопрос одной команде. Отвечает тот, кто первый поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий и члены жюри могут задавать и дополнительные вопросы. Одновременно несколько учеников вызывают к доске к столу для выполнения письменных (графических) работ. Учебная встреча отличается от общественного смотра знаний своим рабочим характером. Это по существу обычный текущий контроль знаний, в котором используется групповые эффекты.
Выводом из анализа педагогических подходов формированию знаний может служит высказывание С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, исследователей Н.А. Минчинской, Д.И. Богоявлинского, Л.Б. Ительсона.
С.Л. Рубинштейн писал, что учение является стороной социального по своему существу процесса обучения - двустороннего процесса передачи и усвоения знаний. При этом он подчеркивал, что, рассматривая учение как одну из сторон в обучении, мы тем самым рассматриваем его процесс как единый с точки зрения взаимодействия учителя и ученика, объединенных определенными взаимоотношениями. В то же время при взгляде на учение как особую сторону этого процесса, он отмечал обязательность в нем наличия активности учащихся: не пассивное восприятие ими передаваемых учителем знаний, а их освоение. Исследования Н.А. Менчинской, Д.И. Богоявленского, Л.Б. Ительсона также доказывают, что учение следует рассматривать как активную познавательную деятельность учащихся, заключающуюся не только в восприятии, осмыслении и запоминании фактического и теоретического учебного материала, но и в его умственной переработке в правильные, полные, прочные знания. Это достижимо лишь в процессе индивидуальной учебной работы, выполняемой школьниками самостоятельно и в определенной дидактической последовательности. Из сказанного следует, что перед учителями стоит важнейшая задача: научить каждого школьника учиться активно, целенаправленно, эффективно.
Анализируя взаимодействие учителя и учащихся при обучении, К.Д. Ушинский указывал, что при правильно поставленном обучении дети по возможности должны трудиться самостоятельно, а учитель должен руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. Он подчеркивал, что при соблюдении указанного требования в процессе обучения возможно обеспечить не только сообщение новых знаний, но и развить у школьников интерес к учителю как сложному познавательному труду, стимулировать стремление к расширению полученных в школе знаний путем самообразования, воспитать интерес к науке.
Возрастные особенности эмоционально-ценностного
компонента у младших школьников
Возрастное развитие человека - это непрерывный процесс самоизменения, каждый этап которого связан с ведущим видом деятельности, проходит в определенной социальной ситуации развития и характеризуется появлением новых психических новообразований и изменением личности. Динамика перехода от одного возр ...
Характеристика умственной активности детей дошкольного возраста в
исследованиях отечественных педагогов и психологов
Психолого-педагогические исследования Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Эльконина и др. доказывают, как важно учитывать в ходе воспитательно-образовательного процесса собственную активность ребенка, характеризующуюся преобладанием инициативн ...
Проблемы внедрения инноваций в современной школе
В ряду глобальных проблем, возможно, наиболее серьезная – проблема образования в целом. Его цели, содержание и методы, технологии как бы теряют привычную устойчивость. [2] Если до нашей эпохи наука была озабочена приумножением и накоплением знания, то сегодня она в значительной степени сосредоточив ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.