Информация о педагогике » Особенности развития функции внимания у младших школьников » Упражнения, игры и задания, направленные на повышение уровня развития внимания младших школьников

Упражнения, игры и задания, направленные на повышение уровня развития внимания младших школьников

Страница 5

– при решении различных практических задач ставить учащихся в такие условия, где они должны что-то вспомнить, привлечь свой опыт, выполнить различные измерения, сделать для себя небезразличным результат своего поиска, открыть нечто новое для себя.

Внимание – это направленность психики (сознания) на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает само собой, без дополнительных усилий. Именно такое внимание характерно для дошкольного возраста. Маленькие дети замечают все яркое, эмоциональное, шумное, отличающееся от привычного. Произвольное внимание развивается по мере взросления, человек занимается тем, чем нужно, а не тем, что хочется. Такое внимание требует волевых усилий, развитой саморегуляции. Произвольность, достаточная для обучения в школе, формируется к 6–7 годам. Послепроизвольное внимание возникает, когда в процессе обучения, какого-то занятия возникает вдохновение, увлеченность процессом, снимается волевое напряжение (человек уже не заставляет себя делать, ему нравится занятие, он заинтересован).

У внимания есть свойства: объем (сколько объектов может удерживать человек в сознании за короткий промежуток времени); устойчивость (способность сохранять сосредоточенность в действии, не отвлекаясь на внешние раздражители); переключение (сознательный переход от одного объекта к другому); распределение (умение выполнять несколько дел, заданий, видов деятельности одновременно).

Развитие внимания проходит ряд последовательных этапов:

– первые недели и месяцы жизни ребенка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врожденного признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;

– к концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания;

– начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет;

– во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действия детям в возрасте до трех лет практически недоступно;

– в 4,5–5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;

– в 5–6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;

– в 7-летнем возрасте (младший школьник) развивается и совершенствуется произвольное внимание, включая волевое;

– подростковый и юношеский возраст, которые характеризуются интенсивностью, концентрацией и устойчивостью внимания.

Внимание в младшем школьном возрасте, особенности диагностики и развития которого были рассмотрены в работе, как и в дошкольном возрасте, по-прежнему преобладает непроизвольное внимание, ребенок реагирует на новое, яркое. Произвольное внимание развивается параллельно с мотивами учения (желание получить хорошую оценку, одобрение, поощрение, т.д.). Происходит интенсивное изменение свойств внимания: увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, совершенствуются навыки переключения и распределения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Проектирование учебного курса
Одним из важных моментов при проектировании учебного курса наряду с определением целей и задач, исходящих из анализа предшествующей ситуации, мотивационно-смысловых позиций обучаемых и позиции самого педагога является выбор типа учебного курса и его содержания, которое бы способствовало наиболее ус ...

Латиноамериканские танцы для детей младшегошкольного возраста
Бальный танец как один из видов хореографического искусства – является действенным средством развития ребенка. Занятия латиноамериканскими танцами, которые в основе своей содержат популярные народные танцы доведенные исполнителями профессионалами до совершенства не только учат понимать прекрасное, ...

Особенности русского риторического идеала и перспективы его возрождения
Русский риторический идеал восходит к риторическому идеалу сократического типа и имеет одним из своих важнейших источников традицию Платона и Сократа. Неудивительно поэтому, что для отечественного риторического идеала характерны следующие особенности, отличавшие его с древности и присущие ему и сег ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru