Формирование познавательного интереса как психолого-педагогическая проблема

Страница 2

2. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности.

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление. Познавательный интерес имеет свой предмет, в нём ясно и отчётливо выражена направленность на определённую предметную область, к более глубокому познанию, к которой школьник стремится. В мотиве выражено влияние объективного мира на человека, который не только отражается в его сознании, но и рождает определённое отношение. Стремление к познанию - внутренняя потребность человека. У него есть стремление приравнять окружающий мир к своим понятиям, тенденциям. Отсюда появляется любознательность и стремление к знанию. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним. Познавательный интерес фигурирует среди других мотивов учения школьника как мотов, которому отдаётся предпочтение. Особенностью познавательного интереса как мотива учения школьника является то, что в нём как бы совмещается план "знаемых" и "реальных" мотивов. Познавательный интерес выступает в педагогических явлениях и как цель и как средство. Познавательный интерес, будучи постоянно поддерживаемым и подкрепляемым системой воспитания и обучения, содействует положительной направленности школьника, позиция которого в школе, в коллективе товарищей, в семье, в иных коллективах бывает всегда очень выигрышной. Не может быть речи о самостоятельности действий без достаточной внутренней мотивации, основой которой являются потребности и интересы, поскольку тогда вообще не может быть речи об активности. Что касается устойчивого познавательного интереса, то он в большей мере обусловлен внутренней мотивацией и вовсе не зависит от каждоразового подкрепления. Особенностью познавательного интереса как мотива учения, по нашему предположению, является также и то, что он раньше и более ясно, чем другие мотивы, осознаётся школьником. Для характеристики познавательного интереса как мотива чрезвычайно выразителен термин "бескорыстный". Побуждаемый стремлением к знанию или даже привлекательными аксессуарами обучения, школьник более бескорыстен, чем тогда, когда он повторяет за учителями красивые формулы, "поёт с чужого голоса" или когда он побуждается мотивом с отрицательным знаком. Будучи сильным мотивом учения, познавательный интерес, создавая "внутреннюю среду" развития, существенно меняет саму деятельность, влияет на её характер протекание и результаты. Главным стимулом учебной деятельности школьника является внешний стимул - учитель и стимулы внутреннего плана, в которых внешнее воздействие трансформировано во внутреннюю позицию ученика, благодаря чему, он является не только объектом, но и субъектом воспитания. Как всякий мотив, познавательный интерес не обособлен, он развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними. Существует тесная связь мотивов социальных и познавательного интереса. Познавательный интерес взаимодействует и с моральными мотивами.

3. Познавательный интерес как устойчивая черта личности.

Познавательный интерес выступает перед нами не только как мотив и средство обучения но и как устойчивое качество личности. Учить легче и приятнее ученика активного, отзывчивого. Инертный ученик с малоподвижными мыслительными процессами, эмоционально глухой к моральным и эстетическим стимулам, труден для учителя. Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности - всё это разные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес. Будучи устойчивой чертой личности школьника, познавательный интерес определяет его активность в учении, инициативу в постановке познавательных целей. Опыт познавательной деятельности содействует постепенному формированию познавательного интереса: от стадии простой ориентировки, связанной с состоянием любопытства, через активный поиск недостающей информации, выражающейся в состоянии любознательности, к познавательному интересу, в основе которого лежит стремление к познаванию внутренней сущности явлений окружающего мира. Процесс становления познавательного интереса как устойчивой черты личности эффективнее происходит в коллективе. Будучи устойчивой чертой личности познавательный интерес определяет характер не только познавательной, но и общественной направленности. Познавательный интерес способствует формированию "внутренней позиции личности". Как и любое другое свойство личности, познавательный интерес формируется в деятельности, причём не изолированно, а в тесном взаимодействии с потребностями и с другими мотивами [20].

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Педагогическая сущность формирования самоценности в системе духовно – нравственных ценностей человека
Под самосознанием принято понимать осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразны ...

Характеристика элементов и функции эмоционально-ценностного компонента образования
Понятие ценность - одно из наиболее употребляемых не только в современной социальной философии, в сфере гуманитарного знания, но и в политической публицистике. За последние годы появилось много книг и статей, посвященных общей теории ценности, ценностным отношениям в духовной жизни, в науке, социал ...

Подходы к обучению грамматике
Первые сведения об изучении иностранных языков относятся к достаточно отдаленным временам: в эпоху расцвета культуры в Сирии, древнем Египте, Греции, Риме иностранные языки имели практическое и общеобразовательное значение в силу оживленных торговых и культурных связей между этими странами. Их роль ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru