Информация о педагогике » Формирование знаний об аквариумных рыбках у детей старшего дошкольного возраста посредством наблюдения » Психолого – педагогический механизм формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста

Психолого – педагогический механизм формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

Ознакомление с животными занимает особое место в умственном воспитании детей. Большая часть знаний которыми дети овладевают в детском саду – конкретные факты и сведения из области живой природы. Однако решающими для умственного развития являются обобщенные знания, усваиваемые детьми на основе выделения существенных признаков животных, Эти знания дают ребенку возможность самостоятельно ориентироваться в широком круге аналогичных фактов окружающей действительности. При ознакомлении детей с животными необходимо отдавать предпочтение тем методам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми животных и активной деятельности с ними.

В начале 1970- х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико – экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связанно с новыми идеями, инициированными академией педагогических наук. Детскими психологами ( В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и д.р.) провозглашалась необходимость:

1) усложнение содержания обучения – привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности.

2) построение систем знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

Реализация этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер. Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение животным как средству воспитания детей: Я.Я. Каменский видел в животных источник знаний, средства для развития ума, чувства и воли. Большое значение придавал животным К.Д. Ушинский, он был зато, чтобы «вести детей в природу» чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития.

Идеи К.Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н.Водовозовой, Е.И. Тихеевой, которые уделяли много внимания животным как средству умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Влияние животных на развитие личности ребенка связанно с формированием у него определенных знаний. С усвоением системы знаний связанно развитие у детей познавательного отношения к животным. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

На определенном этапе формировании у дошкольников системы знаний последняя начинала выступать как средство анализа окружающей действительности от качественного и количественного состава знаний и умений, опосредствующих усвоения нового материала, зависит осмысление детьми этого материала, глубина его понимания. Качество формируемых у детей умственных действий определяется не только особенностями внешнего материального действия, но и особенностями имеющихся у детей знаний и способов умственной деятельности. Структура усеваемых детьми знаний определяет направленность ребенка наиболее важные стороны действительности, обеспечивая отражение этих сторон и увязывание их между собой в единое целое. Многообразие форм живой природы, имеющихся повсюду, составляет непосредственное окружение ребенка с самого его рождения. Оно воздействует на его чувства, ум, воображение. Непосредственные наблюдения за животными, общение с взрослыми, чтение книг, имеют огромное значение для ребенка в первые семь лет его жизни и являются важным условием накопления разнообразных представлений о животном и растительном мире.

Страницы: 1 2 3 

Новые статьи:

Педагогическая мысль в России конца XIX – начала XX века
В русской педагогике конца XIX – начала XX века отражались противоречия между традиционной, официальной установкой на воспитание в духе «самодержавия, православия, народности» и подходами, бравшими за образец западную педагогику и опыт европейской школы, причем не всегда учитывались особенности и с ...

Рабочая программа «Летний отдых учащихся» в практике социального педагога
В чём смысл современной концепции организации системы летнего отдыха детей и подростков? Какое место занимает эта система в формировании личности ребёнка? По мнению автора работы, это не особая педагогическая система или методика – но, прежде всего неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности р ...

Речевой этикет в современной школе
речевой этикет школьник урок Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся. 1. Произносительный уровень. Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребенка в школу уже в основном усвоено, но из акустического пото ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru