Важнейшую роль при этом играет систематически осуществляемый на занятиях процесс умственного воспитания. Умственное воспитание выступает как формирование у детей определенного объема знаний об окружающих предметах и явлениях (общественной жизни, живой природе) и способов мыслительной деятельности – умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать простые обобщения.
Успешность умственного развития зависит от характера усваиваемых знаний, а так же от методов обучения. Впервые она была представлена в работах Л. В. Выготского. Методы обучения рассматриваются как способы работы педагога с детьми с целью приобретения последних знаний, умений и навыков, формирования мировоззрения и развития способности. В обучении познавательная деятельность детей тесно связана с практической деятельностью имеющий образовательное и воспитательное значение.
Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно – исторического опыта, организация формирования знаний, умений и навыков. Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями определенным опытом, и теми кто их усваивает (А.Н. Леонтьев). Обучение затрагивает вся жизнедеятельность обучаемого: обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально – оценочного отношения к миру, к самому себе (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Существенный вклад в разработку содержания и методики дошкольного обучения внесли Е.Н. Водовозова, П.Ф. Лесгафт, Е. И. Флерина. Они тесно связывали дошкольное обучение с ознакомлением с окружающей жизнью, подчеркивали особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы.
Сложность исследования проблемы обучения и развития обусловлена недостаточной разработанностью, как понятия «Обучение», так и понятие в процессе обучения на занятиях которые в связи с этим рассматриваются как главный фактор умственного воспитания. Этот факт имел подтверждения в ряде научно - экспериментальных работ ( П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, М.Ф. Талызина, Л.В. Занков, А.В. Запорожец).
В педагогике много занимались вопросами умственного развития Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Н. Богоявленский. Л.В. Занков отмечал, что для умственного развития важно не только накопление фонда знаний, но и своего рода умственных приемов, операций, хорошо «отработанных» и прочно закрепленных, которые можно отнести к интеллектуальным умениям. Он считал, что общее развитие отличается от умственного тем, что охватывает не только познавательные процессы, но так же, волю и чувства. Л.С. Выготский подчеркивал, что центральный вопрос умственного развития – это формирование осознанности и произвольности. Свое положение о том, что обучение должно идти впереди развития, он подкрепляет идеей, имеющей практическое значение, о «зоне ближайшего развития», на которую должен ориентироваться педагог.
Д.Б. Ильконин, исследуя значимость и роль содержания знаний в умственном развитии ребенка, создает обоснованную характеристику критериев его отбора. В содержание обучения должны входить не только научные определения и факты, но и рассуждения, доказательства, аргументы, позволяющие одновременно с овладением знаниями формировать способы познавательной деятельности по получению этих знаний.
Знания – это продукт определенных познавательных действий ребенка. При формировании новых знаний необходимо и организация новых познавательных действий детей. На основе этих положений в дидактике разработано определение методов обучения. Методы обучения рассматриваются как способы работы педагога и руководимых ими детей с целью приобретения знаний, умений и навыков, формирования мировоззрения, и развития способностей. В обучении имеет место познавательная и связанная с ней практическая деятельность детей, имеющая образовательное и воспитательное значение.
В целом проблема методов обучения получила за последние годы существенное развитие. При разработке этой проблемы дошкольные научные работники опирались на теоретические исследования ведущих педагогов Ю.К. Бабанского, И.Д. Зверева, И.Я. Лернера, Г.И. Щукиной.
Большой интерес представляют исследования Ю.К. Бабанского. Он выделял три основные группы методов обучения: 1) стимулирование и мотивация учебно – познавательной деятельности детей. 2) организация и осуществление учебно – познавательных действий . 3) контроль и самоконтроль эффективности учебно - познавательной деятельности. Данные группы методов имеют различные конкретные формы проявления в зависимости от возрастной специфики обучаемых детей.
В дошкольном возрасте основным мотивом учения является познавательный интерес. Именно наличие у ребенка познавательного интереса к ознакомлению с животными имеет существенное значение для гармоничного и полноценного развития личности дошкольника. Формирование у детей правильных представлений о животных, чувство любви и бережного отношения к ним, привитие элементарных навыков ухода за ними – все это осуществляет суть воспитательных и образовательных задач, решаемых педагогом в процессе использования животных как могучего средства воспитания детей.
Сущность понятия «социально-воспитательная
деятельность»
музей старшеклассник воспитательный образовательный В научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», осуществляемое в связи с потребностью общества. В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главн ...
Понятие «арифметическая задача», ее структурные компоненты, виды
арифметических задач
В процессе математического и общего умственного развития детей старшего дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. Для этого педагоги и также дети должны знать математическое описание и точный смысл того, что конкретно изучается, ...
Лабораторные работы по обучению использованию чертежных и измерительных
инструментов и на измерения
Такого плана лабораторные работы очень важны. Учащихся важно научить использовать чертежные и измерительные инструменты, ведь это умение пригодится не только в дальнейшем изучении математики, но и в их повседневной жизни. Данные лабораторные работы кроме изучения конкретного математического материа ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.