Педагогия домонгольского периода

Страница 3

Впрочем, не надо думать, будто существовала какая-либо цельная система воспитания: на вопросы важные, принципиального характера, тогда отвечали случайно и частично, руководясь обыкновенно практикою1).

Итак, обучение в древней Руси было строго воспитывающим; однако главным поприщем воспитания была не школа, которых было еще очень мало, а семья, где родители старались внушить своим детям "правила порядливого жития и христианского жительства".

1) В частности, женщины должны быть благочестивыми, скромными и послушными родителям, а после замужества - супругу; забота жены: "как душу спасти, Богу и мужу угодить, свой дом благоустроить": она должна сидеть дома, занимаясь хозяйством и воспитанием детей.

Этот идеал был господствующим в течение всего первого периода нашей педагогики, понимаясь несколько различно в Киевской и в Московской Руси; при чем в последней, хотя и звучал уже ясно, как один из элементов его, мотив покаяния во грехе, однако он не занимал еще тогда того исключительного, как потом, положения.

Воспитательное воздействие, помимо семьи и обучения в школе, оказывали также и храмы на собирающихся туда молящихся и самообразование в виде чтения книг. Последние тогда, даже светские по своему содержанию, ценились грамотеями чрезвычайно высоко; в самом деле, ведь они писались на пергаменте и потому уже стоили очень дорого, а главное, их ценили за их "душеполезный" характер, и списывание их считалось делом богоугодным: они переписывались с целью научить темных людей святости, правде - "порядливому житию"; книги - "реки, напояющие вселенную, источники мудрости".

Все эти источники распространяли знания почти исключительно религиозно-церковного характера 1).

Особенно важное значение, в смысле распространения образования и нравственного воздействия на массы, имели монастыри; здесь обыкновенно открывались школы, хранились, переписывались и составлялись книги; здесь всегда находились лица, выдающиеся, по своему духовному облику, над современниками и служившие им живым образцом; монастыри же занимались и крупною благотворительною деятельностью (раздавали хлеб, призревали, лечили), особенно в тяжелые для народа годы, что также увеличивало их значение. Из таких монастырей особенно крупную роль в начале нашей истории сыграл Киево-Печерский и в частности его основатель - Антоний - и преобразователь - Феодосий.

Знания из области естественных и исторических наук наши предки почерпали главным образом из переводных книг - из "Шестоднева" Василия Великого, в переработке Иоанна Экзарха, из Физиолога, из книг Козьмы Идикоплова, из "Толковой Палеи", из "Изборника Святослава 1073 г. ", из "Исторической Палеи", из хроник Малолы и Амартолы; размер этих сведений был очень не велик, они часто были фантастичны и с религиозной тенденцией (напр., земля - четырехугольная плоскость. длина ее вдвое больше ширины, стоит сама на себе или на 3-х китах, закругленная кверху ее стена образует твердь, отделяющую землю от неба, где Бог и святые). Самыми крупными ив оригинальных произведений были: "Повесть повременных лет", "Поучение Владимира Мономаха", "Слово ο полку Игореве" и "Слово Даниила Заточника".

Наиболее грамотными были князья с боярами и духовенство: всех княжеских детей - и мальчиков и даже девочек - учили грамоте; безграмотные поповичи также редко встречались.

Из отдельных светских лиц можно указать на князей: святого Владимира, Ярослава Мудрого (велевшего в Новгороде учить грамоте 300 детей и основавшего первую библиотеку), на Святослава, Всеволода и на Владимира Мономаха (знавших несколько языков), на Романа Смоленского, на Ярослава Осмомысла Галицкого и на Константина (сына Всеволода, Большого Гнезда); даже некоторые женщины, напр., Анна Всеволодовна (основала первое женское училище в Киеве при Андреевском женском монастыре), Евфросинья Суздальская и Евфросинья Полоцкая много содействовали распространению просвещения.

Таков был общий характер образования в древней Руси и отношение к нему большинства общества. Несмотря на наличность довольно совершенных литературных памятников, тогда существовала, в сущности, элементарная грамотность ("божественное писание", "книжное учение" и т.п.) и доступна она была очень не многим: духовному сословию, князьям и высшим боярам; книжники, начетчики образовывались самоучкою. Перед некоторыми наиболее чуткими и образованными людьми носились и лучшие идеалы: сознание ценности учения и книг; в "Поучении" Владимира Мономаха встречаются и чисто христианские педагогические воззрения, Иногда робко даже высказывалась мысль ο всеобщем и равном для всех образовании; иногда школа при церкви обслуживала учащихся в самых разнообразных отношениях, но это, к сожалению, бывало довольно редко и в общем почти не меняло данной нами выше картины явления. Во всяком случае, и теперь уже замечается, что Юго-Западная (Киевская) Русь несколько просвещеннее Северной Руси и собственно к последней приложима наша характеристика во всей ее строгости.

Страницы: 1 2 3 

Новые статьи:

Отличие традиционного урока от личностно-ориентированного урока
Личностно-ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей отличается от традиционного урока. Сравнительная характеристика деятельности педагога при проведении традиционного и личностно-ориентированного урока. Традиционный урок Личностно-ориентированный урок Обучает вс ...

Развитие образования и педагогической мысли в эпоху Возрождения
В эпоху Возрождения, когда происходило разложение феодализма и зарождение буржуазного общества, педагогическая мысль получила дальнейшее развитие в трудах мыслителей Ренессанса. Для этого периода характерен расцвет науки, литературы, искусства (Коперник, Тициан, Леонардо да Винчи). Зарождалась нова ...

Сущность понятия «социально-воспитательная деятельность»
музей старшеклассник воспитательный образовательный В научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», осуществляемое в связи с потребностью общества. В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главн ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru