Информация о педагогике » Влияние логопедической работы на процесс развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР » Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

Страница 2

Закрепление навыка составления короткого рассказа

Так как в I периоде формируются преимущественно речевые средства, то большее количество занятий выделяется на словарную и грамматическую работу (13-14 занятий). На формирование первоначальных навыков связной речи отводится 6-7 занятий.

При подборе лексического материала логопед ориентируется на следующие тематические циклы, подготавливаемые на занятиях воспитателем: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи — фрукты».

На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка необходимо создать достаточный запас словарных образов, сложившихся уже на базе восприятия и осмысления объектов действительности. Основная цель этих занятий — обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. На занятиях этого типа уточняются названия предметов, их назначение, формируется умение выделять части предмета. Предметный лексический материал связан с названием предметов, знакомых детям (стул, сиденье, спинка, ножки и т. д.; шкаф — полка, верхняя, нижняя дверца; книга — страница, обложка). Дети учатся группировать предметы по признакам (на верхнюю полку положи летнюю одежду; на нижнюю полку — зимнюю). Уточняется значение существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (У Маши юбка — у Машеньки юбочка и т. д.).

Глагольная лексика строго не связана с какой-то определенной темой, поэтому можно проводить работу по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами в беседе на знакомые темы: «Игрушки», «Комната», «Продукты питания». Дети учатся воспринимать приставочные глаголы (налей — вылей воду, полей цветок; брось мяч — перебрось — подбрось), выполнять действия с предметами, усваивая значения предлогов в, на, над, под

(положи книгу в ящик, а папку на стол; собери со стола красные карандаши, а зеленый убери в коробку).

После того, как каждый ребенок выполнил словесное поручение, логопед просит остальных детей назвать, кто именно выполнял требуемое действие (кто выливал воду, поливал цветы и т. п.).

Особое внимание обращается на точное понимание смысла предложений, где имеются слова, сходные по своему звуковому составу, но разные по значению. В этих предложениях употребляются личные и возвратные глаголы (покажи, где мальчик катается на санках — где мальчика катают на санках), существительные в различных падежах (покажи, где малыш надевает шубу — где на малыша надевают шубу); притяжательные прилагательные (дай Коле карандаш. — дай Колин карандаш).

На основе уточненного пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика, в которой последовательно закрепляются лексические и грамматические значения.

Логопед упражняет детей в таких элементарных формах устной речи, как ответ на вопрос, сначала краткий, затем более распространенный, постепенно подводя их к овладению диалогом.

Недостаточное восприятие детьми на слух значимых частей слова, изменяющих его лексическое и грамматическое значение, обусловливает необходимость разработки специальных приемов обучения. Так, первоначально дети выполняют действия, выраженные приставочными глаголами; затем уточняют значение глагола по следам демонстрации действий (скажи, кто выливал сок, кто переливал, кто наливал). При этом их внимание все время направляется на изменения значения выраженного той или иной приставкой.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Использование проектной методики в обучении иностранному языку
Анализируя вышесказанное в главе№2, определим основные принципы использования проектного обучения на старшей ступени средней общеобразовательной школы в рамках собственно-методических принципов обучения ИЯ. 1.Принцип коммуникативности. Данный принцип обусловливает всю учебно-познавательную деятельн ...

Планирование и методика проведения занятий по развитию сенсорного восприятия
Планомерность обучения детей — один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. При планировании заня ...

Профессиональная характеристика профессии «Мастер по лесному хозяйству»
1. Профессия: мастер по лесному хозяйству Профессии: лесник; егерь; тракторист-машинист; слесарь-ремонтник; водитель автотранспортных средств. 2. Назначение профессии Мастер по лесному хозяйству является работником широкого профиля, выполняет лесохозяйственные, лесокультурные, лесозаготовительные р ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru