учебно-информационные умения и навыки: понимание, анализ данных, умение выделять главное, систематизировать знания, самостоятельно изучать учебные темы, составлять логические схемы;
учебно-организационные умения: использовать наиболее рациональные способы выполнения учебного задания, оценивать разные способы контроля хода и результатов выполнения задания, умение работать в группе, осуществлять самоконтроль и самооценку своей учебной деятельности.
Одной из форм организации исследовательской деятельности является лабораторная работа. При ее выполнении у учащихся рождается истина, новое знание или понимание математических законов на практике. Таким образом, использование лабораторных работ на уроках математики позволит повысить интерес учащихся к математике.
Также важно формирование математических понятий и правил, то есть достижение образовательных целей. Это возможно при использовании лабораторных работ. Так как лабораторные работы обычно выполняют в группе, где происходит одновременная работа, в которой участвуют сразу несколько учеников, времени на формирование понятий и умений затрачивается меньше. При этом ученики обмениваются наблюдениями, знаниями, то есть принимают участие в обучении друг друга. Внутри группы может совершаться обсуждение условий задачи, выработка алгоритма действий, разделение целого на части, анализ результатов. Более «сильный» ученик помогает осмыслить и понять какие-то математические сведения «слабому» ученику. В свою очередь, учитель имеет возможность осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, учитывая их темп работы. При выполнении лабораторной работы школьники учатся решать конкретную практическую задачу, опираясь на имеющиеся у них математические знания и жизненный опыт. Помимо образовательной цели лабораторная работа играет роль в достижении воспитательных и развивающих целей. Важно, чтобы каждый ученик понимал то, что он делает – этого можно достичь с применением практической деятельности учащихся. В которой школьник не только применяет полученные знания, но и учится самостоятельно выполнять задания, ответственности за проделанную работу, усваивает отдельные моменты изучаемой темы.
Таким образом, использование лабораторных работ при обучении математике помогут достичь следующих целей:
образовательные: усвоение математических знаний, формирование практических умений и навыков, усвоение принципов действия и навыков использования различных счетных, измерительных и чертежных инструментов, совершенствование знаний учащихся и обучение их самостоятельному применению этих знаний, обучение решению практико-ориентированных задач;
воспитательные: формирование аккуратности и ответственности за свою деятельность, активизация учебной деятельности исследовательского характера;
развивающие: развитие наблюдательности, умения выдвигать и проверять гипотезы и предположения, опровергать ошибочные обобщения и суждения, развитие способности учащихся работать в коллективе, а также интереса к изучаемому предмету.
Применение лабораторных работ, систематическое включение их в учебную работу школьников для повышения научно-теоретического уровня, для усиления творческого характера процесса обучения математике помогает улучшить качество математических знаний, является средством формирования прочных конструктивных, измерительных и вычислительных умений и навыков.
Теория проблемного обучения М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев
Суть теории: проблемное обучение – это новая система правил применения ранее известных приемов учения и преподавания, построенная с учетом логики мыслительных операций (анализа, обобщения и т.п.) и закономерностей поисковой деятельности учащихся (проблемной ситуации, познавательного интереса, потре ...
Цели, задачи и методики исследования
Цель работы
: теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние применения комплекса практических заданий в курсе основ безопасности жизнедеятельности на уровень знаний и эмоционального отношения к учебной деятельности. Объект
: процесс обучения школьников ОБЖ с применением комплекса прак ...
Развитие внимания у старших школьников
На основании результатов исследования нами была составлена и реализована система занятий по развитию внимания в процессе изучения темы графический редактор. Способность организовать внимание – это главное условие деятельности старшеклассников, поэтому основное содержание программы нацелено на разви ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.