Информация о педагогике » Развитие коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития » Диагностические методы и приемы развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР

Диагностические методы и приемы развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР

Страница 1

Существуют определенные методы и приемы, позволяющие выявить особенности коммуникативных отношений дошкольников. Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективнее. К объективным методам относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина так или иначе отражает характер их взаимоотношений. При этом воспитатель констатирует особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии и воссоздает более или менее объективную картину взаимоотношений дошкольников. В отличии от этого, субъективные методы направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые связаны с особенностями его личности и самосознания.

Поэтому субъективные методы в большинстве случаев имеют проективный характер. Сталкиваясь с «неопределенным» материалом (картинки, высказывания, незаконченные предложения и пр.), ребенок сам того не ведая, наделяет изображаемых или описываемых персонажей собственными мыслями, чувствами, переживаниями, т.е. переносят на свое Я.

Среди объективных методов, используемых в группе дошкольников с ЗПР, наиболее популярными являются:

1) метод наблюдения

2) метод проблемных ситуаций.

Метод наблюдения является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. В данном случае в условиях его адаптации в группе детей.

Метод вербальных выборов

Дети 5-7 лет могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе воспитатель может задать ребенку следующие вопросы:

1) С кем бы ты хотел дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

2) Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

3) С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны сверстников. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе детей

1) Популярные («звезды») – дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов

2) Предпочитаемые – дети, получившие один – два положительных выбора

3) Игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы не замеченными своими сверстниками)

4) Отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.

При анализе результатов методики важным показателем является взаимность выборов детей. Наиболее благоприятными являются случаи взаимных выборов. На основании ответов детей составляется определенная социограмма группы, где есть ярко выраженные звезды и отверженные. Следует подчеркнуть, что далеко не всякая группа имеет столь четкую соометрическую структуру. Встречаются также группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов. Это свидетельствует о том, что внимание и доброжелательное отношение сверстников распределяется примерно поровну между членами группы. По-видимому, данная ситуация обусловлена правильной стратегией воспитания коммуникативных отношений и является наиболее благоприятной.

Таблица

ФИО

Валя Б.

Дима Г.

Ваня В.

Никита П.

Олег Я.

Валя Б.

+

-

-

Дима Г.

+

+

+

Ваня В.

+

-

-

Никита П.

-

Олег Я.

-

-

-

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Общее понятие компетентности
В педагогической литературе часто используются и уже «устоялись» термины компетенция, компетентность. Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью обновления содержания образования. [8, с.136] Среди множества причин, сдерживающих обновление образования, можно назвать ег ...

Этапы развития педагогики
Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детс ...

Специфика педагогической деятельности и педагогического общения
Педагогическое общение - это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила и законы, но учен ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru