Характеристика функций речи

Страница 2

Чтобы к концу дошкольного возраста речь стала действительным средством общения, мышления, она должна быть развита до определенного уровня. Познавательная функция речи формируется в процессе становления различных видов деятельности, восприятия и мышления, по мере развития которых чувствительный опыт ребенка должен постоянно сопровождаться речью.

Речь как регулятор поведения и деятельности

По мере развития деятельности и речи, обогащения опыта коммуникативного развития, эмоционального, слово становится способом саморегуляции, самооценки, оно может остановить или, наоборот, активизировать деятельность, поведение ребенка. В этот период необходимо всемерно побуждать дошкольника к словесной оценке не только своих действий и результатов деятельности, но и других людей, особенно сверстников.

К старшему дошкольному возрасту словесная регуляция, опирающаяся на знание нравственных норм, помогает ребенку самостоятельно управлять своим поведением. Развиваясь, речь постепенно становится регуляторов не только поведение ребенка, но и всех видов деятельности, выполняя планирующую функцию. Этой стороне речи необходимо уделять специальное внимание, так как неумение сформулировать свой замысел отрицательно сказывается на любой деятельности, как на ее процессе, так и на результате. Конечно, ни в коем случае нельзя подавлять эмоции ребенка, заставлять его объяснять все, что он делает. Речь должна быть помощью, а не помехой. Ребенку нужно ненавязчиво помогать словесно формулировать план реализации замысла.

Игровое взаимодействие детей и общение 5-6 лет

В своем взаимодействии и общении старшие дошкольники в большей мере, чем младшие, ориентированы на сверстников: они значительную часть свободного времени проводят в совместных играх и беседах, для них становятся существенными оценки и мнение товарищей, все больше требований они предъявляют друг к другу и в своем поведении стараются учитывать их.

У детей этого возраста повышается избирательность и устойчивость их взаимоотношений. Постоянные партнеры могут сохраняться на протяжении всего периода пребывания в стационаре.

Объясняя свои предпочтения, они уже не ссылаются на ситуативные, случайные причины («рядом сидим», «он мне сегодня машинку дал поиграть» и т.д.). Нужно отметить успешность того или иного ребенка в игре (с ним интересно играть, он добрый, он хороший, он не дерется и т.д.). Существенные изменения начинает претерпевать и игровое взаимодействие детей: если раньше в нем преобладало ролевое взаимодействие (т.е. собственно игра), то в этом возрасте – общение по поводу игры, в котором существенное место занимает совместное обсуждение ее правил. Вместе с тем согласование своих действий, распределение обязанностей у детей этого возраста чаще всего возникает еще по ходу самой игры.

В ролевом взаимодействии старших дошкольников увеличиваются попытки контролировать действия друг друга – они часто критикуют, указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. При возникновении конфликтов в игре (а они в основном происходят из-за ролей, а также из-за направленности действий персонажа) дети стремятся объяснить, почему они так поступили, или обосновать неправомерность действий другого. При этом они чаще всего аргументируют свое поведение или критику другого различными правилами («Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т.д.). Однако детям не всегда еще удается согласовать свои точки зрения, и их игра может быть разрушена.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Особенности применения принципа системности и систематичности
Одним из принципов, трактующим о содержании учебной деятельности и раскрывающим её предметную основу, является принцип системности и последовательности. В традиционном плане он содержит очень важное требование логичности, последовательности и преемственности, когда каждое последующее знание или уме ...

Реализация личностно-ориентированной технологии в практике преподавания русского языка в школе
Какой же должна быть информация, способствующая реализации личностно-ориентированного обучения? Известно, что хорошо усваивается та информация, которая понятна, актуальна, интересна, создает мотивацию для дальнейшего закрепления и изучения. Однако, мы, учителя. Не всегда имеем представление о том, ...

Развитие образования и педагогической мысли в эпоху Возрождения
В эпоху Возрождения, когда происходило разложение феодализма и зарождение буржуазного общества, педагогическая мысль получила дальнейшее развитие в трудах мыслителей Ренессанса. Для этого периода характерен расцвет науки, литературы, искусства (Коперник, Тициан, Леонардо да Винчи). Зарождалась нова ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru