Информация о педагогике » Обучение решению арифметических задач детей с общим недоразвитием речи » Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения составлению и решению арифметических задач детей с проблемами в развитии

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения составлению и решению арифметических задач детей с проблемами в развитии

Страница 5

На завершающем этапе работы над задачами, по исследованию А.М. Леушиной (21), Л.С. Метлиной (26), А.А. Столяра (50) можно предложить дошкольникам составлять задачи без наглядного материала (устные задачи). В них дети самостоятельно избирают тему, сюжет задачи и действие, с помощью которого она должна быть решена. Воспитатель регулирует лишь второе слагаемое или вычитаемое, напоминая детям, что числа свыше трех они еще прибавлять и отнимать не научились. (Здесь могут быть и исключения.) При введении устных задач важно следить за тем, чтобы они не были шаблонными. В условии должны быть отражены жизненные связи, бытовые и игровые ситуации. Надо приучать детей рассуждать, обосновывать свой ответ, в отдельных случаях использовать для этого наглядный материал.

После усвоения детьми решения устных задач первого и второго вида можно перейти к решению задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Исследования и практика показывают, что дошкольникам доступно решение некоторых видов косвенных задач. Их можно предлагать детям, будучи уверенными, что обязательный программный материал усвоен ими хорошо. И лишь при необходимости усложнить работу можно ввести такие задачи. Поскольку в косвенных задачах логика арифметического действия противоречит действию по содержанию задачи, они дают большой простор для рассуждений, доказательств, приучают детей логически мыслить.

Пример: «Из графина вылили пять стаканов воды, но в нем остался один стакан воды. Сколько воды было в графине?»

Предлагать подобные задачи для решения лучше всего в виде сюрприза; «Кто сообразит, как решать задачу, которую я вам сейчас задам?» Надо отметить, что эти задачи" вызывают большой интерес у детей.

Итак, работа над задачами не только обогащает детей новыми знаниями, но и дает богатый материал для умственного развития. Вычислительная деятельность - своеобразный итог развития у дошкольников понимания количественных отношений. Арифметическая задача - это простейшая сугубо математическая форма отображения реальных ситуаций.

Ученица А.М. Леушиной Л.С. Метлина в своей работе «Математика в детском саду» указывает, что при обучении решению арифметических задач нужно особое внимание уделять развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше». Дети начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. (26)

Методические подходы к вопросу о порядке изучения арифметических действий, вычислений и обучения решению задач значительно изменились за последние 15 - 20 лет, что обусловлено главным образом упрочнением позиций развивающего обучения и личностно - деятельностного подхода к пониманию цели и сути образовательного процесса.

В пособии А.В. Белошистой «Формирование и развитие математических способностей дошкольников», в главе второй, рассматриваются современные методические взгляды на суть процесса знакомства дошкольников с арифметическими действиями и его взаимосвязь с обучением решению арифметических задач. (6) Анализируя подход к формированию представлений об арифметических действиях А.М. Леушиной, она считает, что главным отрицательным моментом такой методики является то, что, привыкнув полагать цель решения задачи - это получение ответа (а при наличии наглядности, которую можно пересчитать, это несложно), ребенок с первых же шагов знакомства с задачей привыкает ориентироваться на результат, а не на процесс решения, то есть не на установление зависимостей между ее данными и не на выбор действий, а на получение конкретного числового результата. При этом часто формируется привычка либо действовать в соответствии с «главным словом» в условии (съели - значит, отнимаем; дали - значит прибавляем). Отрицательное воздействие такой методики на формирование общего умения решать задачи, особенно составные задачи, сегодня общепризнано.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Особенности развития мышления у детей с умеренной умственной отсталостью
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден как ...

История балета в городе Красноярске
Красноярский театр оперы и балета создан на основании решения Совета Министров РСФСР от 30 декабря 1976 года, приказом Министерства культуры РСФСР от 17 января 1977 года. Учредителем театра является администрация Красноярского края в лице управления культуры. Театр официально открыт 12 августа 1978 ...

Проблемы внедрения инноваций в современной школе
В ряду глобальных проблем, возможно, наиболее серьезная – проблема образования в целом. Его цели, содержание и методы, технологии как бы теряют привычную устойчивость. [2] Если до нашей эпохи наука была озабочена приумножением и накоплением знания, то сегодня она в значительной степени сосредоточив ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru