Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Вопрос о том, что представляет собой ловкость, является дискуссионным.

Так Н.А. Ноткина считает, что ловкость представляет собой способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои движения в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

И.В. Волков характеризует ловкость как способность быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно, как высшую ступень способности координировать свои движения.

В.Л. Лях даёт такое определение: Ловкости – качество управления движениями, обеспечивающее правильное, быстрое, рациональное решение двигательной задачи.

Все перечисленные понятия характеризуют комплексный характер ловкости, которая точнее определяется как координационные способности многообразные и сложные.

Характерно, что среди специалистов нет единого мнения в том, сколько вообще существует координационных способностей. Наиболее полный их перечень представляет В.Л. Лях, выделяя следующие составляющие:

способность к сохранению статического и динамического равновесия, т. е. к сохранению устойчивой позы в различных положениях тела или при выполнении движений;

способность к согласованности движений, т. е. умение, согласованно выполнять различные движения отдельными частями тела;

способность к реакции;

способность дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения;

способность к ориентированию в пространстве, т. е. умение своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении.

Э.Я. Степаненкова включает в понятие ловкость такие компоненты:

- быстрота реакции на сигнал;

- координация движений;

- быстрота усвоения нового;

- осознанность выполнения движений и использования двигательного опыта.

В.М. Зациорский выделяет несколько измерителей ловкости:

координационная сложность задания, определяемая требованиями к согласованности одновременно или последовательно выполняемых движений;

точность выполнения движений, т. е. степень его соответствия пространственным, временным и силовым характеристикам, требованиям двигательной задачи;

время выполнения движения.

Так как ловкость является сложным комплексным качеством, то в каждом отдельном случае в зависимости от условий выбирают тот или иной из перечисленных измерителей.

Проявление ловкости – это формы управления движениями, но в высшей форме. Это связано с тем, что координационные способности в большей мере обусловлены центрально – нервными влияниями, зависят от пластичности корковых нервных процессов, от способности различать темп, амплитуду и направление движения, степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки, и в меньшей мере зависят от морфологических и биологических влияний.

Ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх. Она соединяет в себе многие качества. Сила мышц, скоростные качества, гибкость представляют собой своеобразный субстрат ловкости. Её уровень зависит от степени развития других физических качеств, с другой стороны определяет возможности их рационального использования.

В методической литературе указывается на то, что воспитание ловкости складывается :

во–первых, из воспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия,

во-вторых, из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки,

в-третьих, в воспитании повышенной точности восприятия своих движений в пространстве и времени.

Пути развития ловкости:

Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют.

Необходимо давать усложнения, новые сочетания знакомых движений, изменять привычные условия выполнения движения.

При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Сравнительно-сопоставительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов
После коррекционного этапа нами была повторна проведена диагностика по тем же методикам. Для диагностики мы выделили исследование: схематического мышления посредством теста Когана; логичности мышления посредством методик, исследующих: способность обобщать – «Обобщение понятий», способность классифи ...

Общественно-политическое положение во Франции в середине XVIII в. и философия просветителей
В середине XVIII в. система феодальных порядков, господствовавшая во Франции, пришла в глубокое противоречие с развивающимся капиталистическим способом производства. Феодально-абсолютистский строй тормозил распространение мануфактур, внедрение машин, применение передовых агрономических методов в се ...

Анализ эффективности реализуемых мероприятий
На контрольном этапе нашего экспериментального исследования мы провели повторную диагностику определения уровня восприятия у детей. Результаты данной диагностики приведены в приложениях 5, 6. В процессе организации психолого-коррекционных занятий мы использовали деятельностный принцип, поэтому в ка ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru