Информация о педагогике » Анализ проблем реформирования курса физики » Особенности методической системы обучения физике студентов высших учебных заведений технического профиля и основные требования к ней

Особенности методической системы обучения физике студентов высших учебных заведений технического профиля и основные требования к ней

Страница 3

во-вторых, процесс обучения физике в техническом вузе должен рассматриваться как методическая система, ведущим принципом которой, должен является принцип единства фундаментальности и профессиональной направленности.

Анализ проблем реформирования курса физики в техническом вузе в контексте современной образовательной парадигмы позволил выявить ряд основополагающих моментов:

- традиционно информационным образованием и подготовкой выпускника-профессионала, обладающего фундаментальными знаниями и системно-эволюционным стилем мышления, методологическими познавательными навыками и творческой активностью, способного освоить практически любую специалыюсть, готового к непрерывному самообразованию в течение всей жизни;

Необходимо устранить противоречия между фундаментальными идеями современной физики и исторически консервативным содержанием традиционного курса общей физики, также учебников по дисциплине для технических вузов;

-дескриптивным характером постановки изучения в традиционном курсе и спецификой современного естественнонаучного познания природы;

-целостной современной естественнонаучной картиной мира и фрагментарным построением физической реальности в учебной дисциплине.

В качестве недостатков, отражающих состояние общефизического образования в технических вузах, можно отметить: oграниченность традиционно-дидактических подходов к системному совершенствованию ОФО; отсутствие практики построения адаптированных фундаментально-целостных курсов физики, способствующих развитию системно-эволюционного стиля мышления студентов.

В научно-педагогической литературе большое внимание уделяется исследованиям концептуальной, методической и дидактической базы обеспечения ОФО. Разработаны и внедряются новые педагогические технологии, однако, современная образовательная парадигма определяет актуальность именно целостной проблемы: каковы должны быть системно-эволюционные подходы к проектированию общефизического образования студентов технического вуза, удовлетворяющие всем психолого-педагогическим нормам и способствующие формированию современного стиля мышления, профессиональной компетентности и творческой активности будущего инженера.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена:

— социальным заказом общества на высококвалифицированного инженера, обладающего фундаментальными знаниями и современным мышлением, способного к продуктивной творческой деятельности в условиях профессиональной конкуренции и нестабильного рынка труда;

— потребностью проектирования инновационной педагогической технологии ОФО в техническом вузе, способствующей не только формированию системы физических знаний как фундаментальной базы для дальнейшей профессиональной подготовки студентов инженерных специальностей, но и развитию системно-эволюционного (в идеале - синергетического) стиля мышления обучаемых.

В жизни современного общества инженерная деятельность играет все возрастающую роль. Проблемы практического использования научных знаний, повышения эффективности научных исследований и разработок выдвигают сегодня инженерную деятельность на передний край всей экономики и современной культуры. В настоящее время великое множество технических вузов готовит целую армию инженеров различного профиля для самых разных областей народного хозяйства. Развитие профессионального сознания инженеров предполагает осознание возможностей, границ и сущности своей специальности не только в узком смысле этого слова, но и в смысле осознания инженерной деятельности вообще, ее целей и задач, а также изменений ее ориентаций в культуре ХХ века.

Общество с развитой рыночной экономикой требует от инженера большей ориентации на вопросы маркетинга и сбыта, учета социально-экономических факторов и психологии потребителя, а не только технических и конструктивных параметров будущего изделия.

Инженерная деятельность предполагает регулярное применение научных знаний (т.е. знаний, полученных в научной деятельности) для создания искусственных, технических систем - сооружений, устройств, механизмов, машин и т.п. В этом заключается ее отличие от технической деятельности, которая основывается более на опыте, практических навыках, догадке. Поэтому не следует отождествлять инженерную деятельность лишь с деятельностью инженеров, которые часто вынуждены выполнять техническую, а иногда и научную деятельность (если, например, имеющихся знаний недостаточно для создания какой-либо конкретной технической системы). В то же время есть многочисленные примеры, когда крупные ученые обращались к изобретательству, конструированию, проектированию, т.е., по сути дела, осуществляли какое-то время, параллельно с научной, инженерную деятельность. Поэтому инженерную деятельность необходимо рассматривать независимо от того, кем она реализуется (специально для этого подготовленными профессионалами, учеными или просто самоучками).

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Пути повышения эффективности урока естествознания в начальной школе
Любой урок естествознания имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании это ...

Предпосылки, обусловленные личностью Л.Н. Толстого
толстой педагогическая обучение ясная поляна В одном из номеров журнала "Ясная поляна" за 1862 год была размещена статья открывавшаяся следующим вопросом: "Что стоит теперь на первом плане у всех наших деятелей мысли и слова?" [1] Ответом был народ. Народ, которому все желали пр ...

Целесообразность использования тестов на старшем этапе обучения английскому языку
К настоящему времени в школьной практике проверки навыков учащихся сложились две основные формы контроля: устный опрос и письменная работа. Каждая из них, имея определенные положительные стороны, обладает и целым рядом существенных недостатков. Так, устный опрос является выборочной формой контроля ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru