Связь живописи и поэзии

Страница 2

В отличие от идеального пейзажа составные части грозного, или бурного пейзажа сдвинуты со своего обычного места. Реки, облака, деревья – все рвется за свой предел одержимо буйной, разрушительной силой.

Устойчивые признаки бурного пейзажа:

Самый устойчивый – звуковой: шум, рев, грохот, свист, гром, вой ( «громады волн неслися с ревом», «ревела буря, дождь шумел»)

Черная мгла, сумрак – «все оделось черной мглою», «бездны в мраке предо мною»

Ветер – бушующий, прерывистый, все сметающий на своем пути: «и ветры в дебрях бушевали».

Волны, пучины – кипящие, ревущие – «клубятся, пенятся и воют средь дебрей снежных и холмов».

Дремучий лес или груды скал – «как вихорь, роющий поля, ломающий леса».

Трепет, дрожь мироздания, шаткость, крушение всех опор: «затрещал Ливан кремнист».

Основные элементы бурного пейзажа могут быть контрастно сопоставлены с «мирным» пейзажем. Вместо ясного неба – тучи, мгла. Вместо лужайки, поляны – чаща леса, груды скал.

Бурный пейзаж, как правило, покрыт мраком, поэтом в его обрисовке зрительные образы дополняются или даже вытесняются звуковыми. Бурный пейзаж соответствует эстетической категории «ужасного» и одновременно «возвышенного», а идеальный – категории прекрасного. «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. То как зверь она завоет, то заплачет как дитя…»

Унылый пейзаж

Унылый пейзаж пришел в поэзию с эпохой сентиментализма. Иначе этот пейзаж можно назвать элегическим – он тесно связан с комплексом тех грустно-мечтательных мотивов, которые составляю жанровую особенность элегии.

Унылый пейзаж занимает промежуточное место между идеальным и бурным пейзажем.

Основные черты унылого пейзажа:

Особый час дня: вечер, ночь или особое время года – осень, что определяется удалением от солнца, источника жизни.

Непроницаемость для взора и слуха, некая пелена, застилающая восприятие: туман и тишина.

Лунный свет, причудливый, таинственный, жутковатый, бледное светило царства мертвых.

Картина обветшания, увядания, тления, развалин.

Образы северной природы. Север – часть света, соответствующая ночи как части суток или осени, зиме как временам года.

Дождь – один из определителей унылого пейзажа. Дождя не может быть в идеальном пейзаже, потому что это признак ненастья, хмурого неба, но и в бурном пейзаже он не играет существенной роли, потому что его капанье слишком буднично, однообразно.

В унылом пейзаже нет ничего райского и ничего адского, он абсолютно посюсторонен, отдан течению времени, наглядный образ которого – дождь.

Страницы: 1 2 

Новые статьи:

Краеведение как источник патриотических идей воспитания
В массовом патриотическом сознании российских детей идет процесс переоценки ценностей, крушение старых идеалов и политических ориентаций, осмысление реалий современной действительности. Патриотическое сознание детей находится сегодня на перепутье. Однако состояние размытости и противоречивости тако ...

Последовательность выполнения пейзажа детьми дошкольного возраста
Для того чтобы научить детей правильно рисовать природу необходимо соблюдать последовательность выполнения пейзажа: Начинается с выбора уголка природы, который вы хотели изобразить в своей картине. Пейзаж обычно рисуют с натуры (на пленере), но есть один способ который позволяет это делать и дома ( ...

Определение задач проведения занятия в игровой форме
При разработке практического занятия в игровой форме мы исходили из гипотезы нашего исследования (Введение). А именно: мы интегрируем игровую деятельность (актуальную для личности дошкольника) с педагогическим процессом, поэтому данное игровое занятие имеет цель, задачи и педагогический замысел. На ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru