В отличие от идеального пейзажа составные части грозного, или бурного пейзажа сдвинуты со своего обычного места. Реки, облака, деревья – все рвется за свой предел одержимо буйной, разрушительной силой.
Устойчивые признаки бурного пейзажа:
Самый устойчивый – звуковой: шум, рев, грохот, свист, гром, вой ( «громады волн неслися с ревом», «ревела буря, дождь шумел»)
Черная мгла, сумрак – «все оделось черной мглою», «бездны в мраке предо мною»
Ветер – бушующий, прерывистый, все сметающий на своем пути: «и ветры в дебрях бушевали».
Волны, пучины – кипящие, ревущие – «клубятся, пенятся и воют средь дебрей снежных и холмов».
Дремучий лес или груды скал – «как вихорь, роющий поля, ломающий леса».
Трепет, дрожь мироздания, шаткость, крушение всех опор: «затрещал Ливан кремнист».
Основные элементы бурного пейзажа могут быть контрастно сопоставлены с «мирным» пейзажем. Вместо ясного неба – тучи, мгла. Вместо лужайки, поляны – чаща леса, груды скал.
Бурный пейзаж, как правило, покрыт мраком, поэтом в его обрисовке зрительные образы дополняются или даже вытесняются звуковыми. Бурный пейзаж соответствует эстетической категории «ужасного» и одновременно «возвышенного», а идеальный – категории прекрасного. «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. То как зверь она завоет, то заплачет как дитя…»
Унылый пейзаж
Унылый пейзаж пришел в поэзию с эпохой сентиментализма. Иначе этот пейзаж можно назвать элегическим – он тесно связан с комплексом тех грустно-мечтательных мотивов, которые составляю жанровую особенность элегии.
Унылый пейзаж занимает промежуточное место между идеальным и бурным пейзажем.
Основные черты унылого пейзажа:
Особый час дня: вечер, ночь или особое время года – осень, что определяется удалением от солнца, источника жизни.
Непроницаемость для взора и слуха, некая пелена, застилающая восприятие: туман и тишина.
Лунный свет, причудливый, таинственный, жутковатый, бледное светило царства мертвых.
Картина обветшания, увядания, тления, развалин.
Образы северной природы. Север – часть света, соответствующая ночи как части суток или осени, зиме как временам года.
Дождь – один из определителей унылого пейзажа. Дождя не может быть в идеальном пейзаже, потому что это признак ненастья, хмурого неба, но и в бурном пейзаже он не играет существенной роли, потому что его капанье слишком буднично, однообразно.
В унылом пейзаже нет ничего райского и ничего адского, он абсолютно посюсторонен, отдан течению времени, наглядный образ которого – дождь.
Содержание обучения лепки из соленого теста детей старшего дошкольного
возраста
В старшей группе содержание занятий по лепке носит развивающий характер, в частности ставятся такие задачи: учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать изобразительную технику - продолжать освоение рельефной лепки (натюрморт ...
Краткая характеристика эпохи Возрождения
14-15 века, вошедшие в историю под названием эпохи Возрождения, характеризуются появлением внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитием мануфактуры и торговли, возникновением прогрессивного тогда класса- буржуазии, которая возродила культуру античного мира ...
Историко-педагогическая динамика процесса взаимодействия физики как учебной
дисциплины и технического образования в СССР
В современных теоретических и поисковых исследованиях в области методики преподавания физики для инженерных специальностей очевиден дефицит историко-педагогического знания. Это отрицательно сказывается на основательности и надежности, разрабатываемых сегодня идей и предложений педагогических наук, ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.