Связь живописи и поэзии

Страница 2

В отличие от идеального пейзажа составные части грозного, или бурного пейзажа сдвинуты со своего обычного места. Реки, облака, деревья – все рвется за свой предел одержимо буйной, разрушительной силой.

Устойчивые признаки бурного пейзажа:

Самый устойчивый – звуковой: шум, рев, грохот, свист, гром, вой ( «громады волн неслися с ревом», «ревела буря, дождь шумел»)

Черная мгла, сумрак – «все оделось черной мглою», «бездны в мраке предо мною»

Ветер – бушующий, прерывистый, все сметающий на своем пути: «и ветры в дебрях бушевали».

Волны, пучины – кипящие, ревущие – «клубятся, пенятся и воют средь дебрей снежных и холмов».

Дремучий лес или груды скал – «как вихорь, роющий поля, ломающий леса».

Трепет, дрожь мироздания, шаткость, крушение всех опор: «затрещал Ливан кремнист».

Основные элементы бурного пейзажа могут быть контрастно сопоставлены с «мирным» пейзажем. Вместо ясного неба – тучи, мгла. Вместо лужайки, поляны – чаща леса, груды скал.

Бурный пейзаж, как правило, покрыт мраком, поэтом в его обрисовке зрительные образы дополняются или даже вытесняются звуковыми. Бурный пейзаж соответствует эстетической категории «ужасного» и одновременно «возвышенного», а идеальный – категории прекрасного. «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. То как зверь она завоет, то заплачет как дитя…»

Унылый пейзаж

Унылый пейзаж пришел в поэзию с эпохой сентиментализма. Иначе этот пейзаж можно назвать элегическим – он тесно связан с комплексом тех грустно-мечтательных мотивов, которые составляю жанровую особенность элегии.

Унылый пейзаж занимает промежуточное место между идеальным и бурным пейзажем.

Основные черты унылого пейзажа:

Особый час дня: вечер, ночь или особое время года – осень, что определяется удалением от солнца, источника жизни.

Непроницаемость для взора и слуха, некая пелена, застилающая восприятие: туман и тишина.

Лунный свет, причудливый, таинственный, жутковатый, бледное светило царства мертвых.

Картина обветшания, увядания, тления, развалин.

Образы северной природы. Север – часть света, соответствующая ночи как части суток или осени, зиме как временам года.

Дождь – один из определителей унылого пейзажа. Дождя не может быть в идеальном пейзаже, потому что это признак ненастья, хмурого неба, но и в бурном пейзаже он не играет существенной роли, потому что его капанье слишком буднично, однообразно.

В унылом пейзаже нет ничего райского и ничего адского, он абсолютно посюсторонен, отдан течению времени, наглядный образ которого – дождь.

Страницы: 1 2 

Новые статьи:

Рассмотрены классификации идей Л.Н.Толстого о народном образовании в педагогической деятельности в Яснополянской школе
Главным условием успеха образования, считал Толстой, является создание принципиально новой школы, образцом которой стала его Яснополянская школа. Он не мог принять авторитарной школы, так как она «учреждается не так, чтобы детям было легко учиться, а чтобы учителям было легко учить». Л. Н. Толстой ...

Условия развития творчества
Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни и во всех видах деятельности. Педагог должен сделать ...

Проблема формирования связной речи дошкольников в педагогической литературе
Вопросами развития связной речи дошкольников занимались многие ученые-педагоги. Первым затронул эту проблему К.Д. Ушинский в конце ХIХ века. Однако наибольшего расцвета методика развития речи в общем и развитие связной речи в частности достигли во второй половине ХХ века. Исследования в области свя ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru