Однако для того, чтобы в классе сформировалась система традиций, педагог должен ответственно отнестись к данному вопросу. Как уже было отмечено ранее, ценностные ориентации педагога, его взгляды и позиции предопределяют ценностные ориентации класса. Классные традиции, в свою очередь, являются способом передачи ценностных ориентаций от учителя к ученику. Стоит отметить, что влияние традиций школы на формирование ценностных ориентаций школьников возможно при выполнении следующих педагогических условий:
если педагоги организуют целенаправленную работу по формированию и поддержке традиций;
если педагог будет стимулировать мотивационно-волевые усилия учащихся, направленные на освоение ценностей;
если традиции класса и школы будут не навязаны педагогом, а будут с интересом восприниматься учащимися;
если будут учтены возрастные особенности учащихся;
Таким образом, для того, чтобы традиции школы оказывали влияние на формирование ценностных ориентаций школьников, необходимо учесть целый ряд условий, невыполнение которых не принесет желаемых результатов в педагогической деятельности. В жизни класса и каждого ученика в отдельности традиции имеют большое значение. Посредством школьных традиций происходит формирование основных качеств личности, с опорой на общечеловеческие ценности, такие как Родина, семья, природа, человек, здоровье, труд, знания. Примером таких традиций могут служить, как классные часы и мероприятия, так и традиционные общешкольные праздники: День Учителя, 8 марта, День именинника, Праздник Осени и др.
Духовные ценности, на формирование которых направлена внеурочная деятельность педагога, раскрываются в системе таких нравственных представлений, как: Патриотизм (любовь к России, к своим народным традициям), Семья (взаимоуважение, забота о старших и младших, друг о друге), Природа (красота родной природы, охрана природы), Личностные качества (доброта, сочувствие, честность). Влияние на такие ценности личности и оказывают школьные традиции при соблюдении вышеперечисленных условий.
Подводя итоги данного параграфа, мы делаем вывод о том, что традиции школы могут оказать влияние на формирование ценностных ориентаций школьников при ряде условий. Главная роль в этом вопросе отводится не только целенаправленной деятельности педагога, но и его внутренним качествам. Широкое использование в воспитательной работе традиций позволяет постоянно наращивать потенциал школы, а также повышать качество образовательной деятельности.
Традиции являются ценным средством воспитания. В школе традиции обновляются, наполняются новым содержанием и смыслом, иногда возникают новые традиции. На основе традиций школы учащиеся приобретают духовные качества, которые способствуют развитию тех или иных ценностных ориентаций у школьников.
Подводя итоги проделанной работы, мы приходим к следующим выводам:
ценностные ориентации являются элементами внутренней структуры личности, обеспечивающими стабильность ее отношения к миру и проявляющимися в ее идеалах, интересах, специфике межличностных отношений. Формирование ценностных ориентаций целесообразно осуществлять на основе традиций школы в процессе социализации, предусматривающей взаимосвязь культуры и образования.
сформированность ценностных ориентаций школьников рассматривается как интегрированное личностное образование, включающее в себя высокую мотивацию к совершенствованию и духовному росту, знание теоретических аспектов ценностных ориентаций и пополнение их объема в образовательном процессе школы, проявление соответствующих эмоциональных качеств и следование сформированным ценностным ориентациям в различных жизненных ситуациях.
на примере проведенного исследования учащихся 6 «В» класса школы №26 можно сделать вывод о гармоничном сосуществовании и взаимопонимании учителей и руководства школы в целом с учащимися. Педагогам удалось сформировать такие традиции, которые напрямую служат расширению содержательности деятельности учащихся, укрепляют сплоченность школьных коллективов, оказывая при этом воспитательное влияние.
Характеристика функций речи
Речь во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоциональной благополучной, благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания актив ...
Методы и приемы формирования умственной активности детей дошкольного
возраста
Одним из приемов формирования умственной активности дошкольников является дидактическая игра, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в про ...
Сущность понятия «социально-воспитательная
деятельность»
музей старшеклассник воспитательный образовательный В научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», осуществляемое в связи с потребностью общества. В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главн ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.