Однако для того, чтобы в классе сформировалась система традиций, педагог должен ответственно отнестись к данному вопросу. Как уже было отмечено ранее, ценностные ориентации педагога, его взгляды и позиции предопределяют ценностные ориентации класса. Классные традиции, в свою очередь, являются способом передачи ценностных ориентаций от учителя к ученику. Стоит отметить, что влияние традиций школы на формирование ценностных ориентаций школьников возможно при выполнении следующих педагогических условий:
если педагоги организуют целенаправленную работу по формированию и поддержке традиций;
если педагог будет стимулировать мотивационно-волевые усилия учащихся, направленные на освоение ценностей;
если традиции класса и школы будут не навязаны педагогом, а будут с интересом восприниматься учащимися;
если будут учтены возрастные особенности учащихся;
Таким образом, для того, чтобы традиции школы оказывали влияние на формирование ценностных ориентаций школьников, необходимо учесть целый ряд условий, невыполнение которых не принесет желаемых результатов в педагогической деятельности. В жизни класса и каждого ученика в отдельности традиции имеют большое значение. Посредством школьных традиций происходит формирование основных качеств личности, с опорой на общечеловеческие ценности, такие как Родина, семья, природа, человек, здоровье, труд, знания. Примером таких традиций могут служить, как классные часы и мероприятия, так и традиционные общешкольные праздники: День Учителя, 8 марта, День именинника, Праздник Осени и др.
Духовные ценности, на формирование которых направлена внеурочная деятельность педагога, раскрываются в системе таких нравственных представлений, как: Патриотизм (любовь к России, к своим народным традициям), Семья (взаимоуважение, забота о старших и младших, друг о друге), Природа (красота родной природы, охрана природы), Личностные качества (доброта, сочувствие, честность). Влияние на такие ценности личности и оказывают школьные традиции при соблюдении вышеперечисленных условий.
Подводя итоги данного параграфа, мы делаем вывод о том, что традиции школы могут оказать влияние на формирование ценностных ориентаций школьников при ряде условий. Главная роль в этом вопросе отводится не только целенаправленной деятельности педагога, но и его внутренним качествам. Широкое использование в воспитательной работе традиций позволяет постоянно наращивать потенциал школы, а также повышать качество образовательной деятельности.
Традиции являются ценным средством воспитания. В школе традиции обновляются, наполняются новым содержанием и смыслом, иногда возникают новые традиции. На основе традиций школы учащиеся приобретают духовные качества, которые способствуют развитию тех или иных ценностных ориентаций у школьников.
Подводя итоги проделанной работы, мы приходим к следующим выводам:
ценностные ориентации являются элементами внутренней структуры личности, обеспечивающими стабильность ее отношения к миру и проявляющимися в ее идеалах, интересах, специфике межличностных отношений. Формирование ценностных ориентаций целесообразно осуществлять на основе традиций школы в процессе социализации, предусматривающей взаимосвязь культуры и образования.
сформированность ценностных ориентаций школьников рассматривается как интегрированное личностное образование, включающее в себя высокую мотивацию к совершенствованию и духовному росту, знание теоретических аспектов ценностных ориентаций и пополнение их объема в образовательном процессе школы, проявление соответствующих эмоциональных качеств и следование сформированным ценностным ориентациям в различных жизненных ситуациях.
на примере проведенного исследования учащихся 6 «В» класса школы №26 можно сделать вывод о гармоничном сосуществовании и взаимопонимании учителей и руководства школы в целом с учащимися. Педагогам удалось сформировать такие традиции, которые напрямую служат расширению содержательности деятельности учащихся, укрепляют сплоченность школьных коллективов, оказывая при этом воспитательное влияние.
Развитие внимания у старших школьников
На основании результатов исследования нами была составлена и реализована система занятий по развитию внимания в процессе изучения темы графический редактор. Способность организовать внимание – это главное условие деятельности старшеклассников, поэтому основное содержание программы нацелено на разви ...
Характеристика описательной речи у детей 5 года жизни по результатам
констатирующего эксперимента
Исследование проблемы развития связной речи и постановка опытно-экспериментальной работы осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения. Для проведения эксперимента были выбраны дети 5 года жизни, так как именно этот период дошкольного возраста является сензитивным для развития связ ...
Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого в Яснополянской школе
Л.Н. Толстой писал: "Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей . И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которо ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.