Для рассмотрения данного вопроса более подробно, нами было проведено исследование. Базой исследования послужила группа учащихся 11 «А» класса средней школы №26 им. А.С. Пушкина. Количество испытуемых – 15 человек. Цель данного исследования состоит в выявлении наиболее выраженных ценностных ориентаций у подростков. Исходя из цели исследования, была выбрана методика М. Рокича «Ценностные ориентации». М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, и инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности - средства.
Перед началом тестирования был проведен инструктаж, в котором учащиеся были ознакомлены с задачами данной методики (расположение карточек в порядке значимости жизненных принципов учеников). Также учащимся был предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей «Т» (терминальные ценности) и 18 карточек с обозначением ценностей «И» (инструментальные ценности). Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников; по каждой ценности отдельно для девочек и для мальчиков. Обработка полученных результатов проводилась следующим образом: данные суммировались, затем вычислялся средний бал по каждой из восемнадцати ценностей. После чего средний бал выставлялся в порядке возрастания. Таким образом, наименьший средний бал отводится для первого места, а наивысший – для 18, соответственно. Для получения общей картины ценностных ориентаций подростков и отдельно для девочек и для мальчиков, полученные результаты сведены в общую таблицу.
Результаты ранжирования Т
Терминальные ценности |
По группе в целом |
девочки |
мальчики |
Активная деятельная жизнь |
7 |
7 |
7 |
Жизненная мудрость |
13 |
13 |
14 |
Здоровье |
1 |
1 |
2 |
Интересная работа |
6 |
6 |
8 |
Красота природы и искусства |
14 |
10 |
18 |
Любовь |
3 |
3 |
4 |
Материально обеспеченная жизнь |
5 |
5 |
5 |
Наличие хороших и верных друзей |
2 |
2 |
1 |
Общественное признание |
12 |
14 |
12 |
Познание |
17 |
17 |
16 |
Продуктивная жизнь |
10 |
11 |
11 |
Развитие |
11 |
15 |
10 |
Свобода |
8 |
8 |
9 |
Счастливая семейная жизнь |
4 |
4 |
3 |
Счастье других |
15 |
12 |
15 |
Творчество |
16 |
16 |
17 |
Уверенность в себе |
9 |
9 |
6 |
Удовольствие |
18 |
18 |
13 |
Возрастные особенности развития внимания детей
Внимание, как психический процесс, имеет свои этапы развития. [6,7] Первый этап развития внимания – первые недели-месяцы жизни. В это время появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие ...
Методы и приемы передачи ценностей и
эмоционально-волевого развития младших школьников
Метод обучения – система действий учителя, организующего практическую и познавательную деятельность ученика, которая устойчиво ведет к усвоению содержания образования. Номенклатура методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично поисковый, исследовательский, м ...
Психологические особенности старшего школьника
Целесообразность использования тестов подтверждается и психологическими особенностями развития старшего школьника, ведь, как мы знаем, процесс обучения невозможен без учета индивидуальных и психологических особенностей. Познавательные процессы старшего школьника характеризуются глубиной, сознательн ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.