Информация о педагогике » Организация исследовательской деятельности старших дошкольников как средства сенсорного развития » Эффективность исследовательской деятельности, как средство сенсорного развития детей

Эффективность исследовательской деятельности, как средство сенсорного развития детей

Страница 4

Опыты показали, что в зависимости от содержания задачи дети ориентировались или только на цвет, или только на форму, или на оба признака вместе. Данные табл. 3. показывают, что только самые младшие дети допускали ошибки, которые были связаны с трудностью различения сходных цветов и форм. Дети остальных возрастных групп одинаково легко справлялись как с задачами, требующими ориентировки на цвет, так и с задачами, требующими ориентировки на форму. Следовательно, эффективность различения цвета и формы и его уровень у детей дошкольного возраста зависят от того, какое значение имеют эти признаки в деятельности ребенка. Если они являются существенным условием действия и непосредственно связаны с содержанием выполняемой задачи, то дети дошкольного возраста в общем одинаково легко выделяют в предметах цвет и форму.

Таблица 3. Ориентировка на различные признаки объектов в зависимости от содержания задачи (в % к общему числу случаев) (по данным З.М. Богуславской)

Задачи

Ориентирующий признак

Возраст детей

3–4 года

4–5 лет

5–6 лет

6–7 лет

7–8 лет

Раскладывание фигур по цветному фону

Цвет

50

70

100

100

100

Выкладывание по одноцветному чертежу

Форма

80

100

100

100

100

Выкладывание по разноцветному чертежу

Форма и цвет

70

100

100

100

103

В реальной жизни отражение отдельных свойств предметов ощущение – всегда включено в процесс восприятия. Поэтому становление предметного восприятия, происходящее на протяжении раннего детства на основе развития речи и предметной деятельности, приводит к тому, что последующее развитие ощущений выступает уже внутри формирования восприятий ребенка.

В раннем детстве восприятие всегда включено в предметную деятельность. Редко можно видеть ребенка моложе 2,5 – 3 лет, который бы длительно рассматривал предметы, не действуя с ними. В дошкольном возрасте процессы восприятия постепенно вычленяются и начинают формироваться как относительно самостоятельные, целенаправленные процессы со своими специфическими задачами и способами.

Л.И. Котлярова [12; 64] предлагала детям дошкольного возраста от 3 до 7 лет различные знакомые и незнакомые им предметы (растения, животные, минералы, письменные принадлежности, посуда, инструменты и т.д.). Задача состояла в том, чтобы внимательно их рассмотреть и назвать, т.е. отнести к определенной группе. Предъявление хорошо знакомых предметов не вызывало у детей длительного восприятия, сложной и развернутой ориентировочно-исследовательской деятельности; посмотрев на предмет, они сразу давали ему соответствующее название. Предъявление незнакомых, новых предметов в большинстве случаев вызывало длительный процесс ознакомления, сложную ориентировочно-исследовательскую деятельность. При этом дети не ограничивались простым зрительным рассматриванием, а переходили к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Они брали незнакомый предмет в руки, ощупывали его, сгибали и растягивали, царапали ногтем, давили пальцами, стучали им о стол, подносили к уху, встряхивали его и прислушивались к издаваемым звукам, подносили к носу. По ходу ознакомления с предметом характер ориентировочно-исследовательской деятельности изменялся: в первые моменты она являлась средством ознакомления с предметом в целом, в последующем она служила выделению отдельных свойств и признаков предмета.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Планирование и методика проведения занятий по развитию сенсорного восприятия
Планомерность обучения детей — один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. При планировании заня ...

Реализация личностно-ориентированной технологии в практике преподавания русского языка в школе
Какой же должна быть информация, способствующая реализации личностно-ориентированного обучения? Известно, что хорошо усваивается та информация, которая понятна, актуальна, интересна, создает мотивацию для дальнейшего закрепления и изучения. Однако, мы, учителя. Не всегда имеем представление о том, ...

Развивающее обучение в теории Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова
Суть теории: Система обучения, разработанная под руководством Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова, связана с изучением резервов интеллектуального развития школьников и максимальным использованием данных резервов. Обычно считается, что мышление детей 7 – 10 лет имеет конкретно-образный характер, отличаетс ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru