Наши исследования показывают позитивные результаты воздействия центра детского творчества «Темп» на социо-культурную ситуацию в г. Амурске. Так, отмечается снижение процента детей, не занятых в свободное время. Выросла занятость детей в различных программах центра детского творчества «Темп». Остаётся актуальной потребность в организации занятости детей и молодёжи в выходные дни и вечернее время.
В центре детского творчества «Темп» разработано и реализуется 30 образовательных программ по 6 направленностям:
· Социально-педагогическое
· Культурологическое
· Художественно-эстетическое
· Физкультурно-спортивное
· Спортивно-техническое
· Туристско-краеведческое
На сегодняшний день в подростковой и молодежной среде можно выделить следующие основные социальные проблемы:
· алкоголизация подростков и молодежи
· раннее начало половой жизни, низкий уровень межполовой культуры
· употребление токсических и наркотических веществ
· вовлечение подростков и молодежи в правонарушения
В связи с этим отмечается высокий уровень подростковой криминногенности. Для примера мы приводим данные 2007 – 2008 г.г по г. Амурску:
· Дети, состоящие на учете в КДН (комиссии по делам несовершеннолетних): 46 чел.
· Количество семей социального риска: 84 (по школам) + 77 (поликлиника)
· На школьном учете состоит: 182 ребенка (из них: 64% - грубые нарушения Устава школы, 44% – совершение правонарушений, 39% – непосещение школы, 31% – употребление ПАВ, 36% – бродяжничество, 10% – попрошайничество, 6% – условное осуждение).
Все это еще раз подтверждает высокий уровень негативных явлений в молодежной среде.
Совместно с педагогом Деревцовой Н.Ф. (Стаж работы 32 года, стаж работы соцпедагогом – 12 лет), учитывая опыт работы центра детского творчества «Темп» с подростками и молодежью в период сентябрь 2006 – август 2008г., опыт участия в социальных проектах, можно сделать следующие выводы:
· Основной причиной вовлечения подростков и молодежи в негативные явления является то, что они не вовлечены в социально значимую деятельность, имеют много свободного времени и не знают чем себя занять. С учетом возрастных особенностей подросткового возраста, ребят легко спровоцировать на асоциальную деятельность.
· Эффективность работы с подростками категории социального риска возрастает при наличии волонтерского состава и активных форм работы с ребятами (акции, лагеря, тренинги, использование компьютерных технологий и т.д.)
Основываясь на сделанных выводах, нами (совместно с Деревцовой Н.Ф.) была разработана программа работы с трудными подростками «Альтернатива +».
Данная программа «Альтернатива +» направленная на снижение негативных явлений в молодежной среде путем вовлечения подростков и молодежи в социально значимую деятельность.
Программа «Альтернатива +» предоставляет детям и подросткам (в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации) возможность попробовать себя в различных видах деятельности (участие в социальных акциях и проектах, трудовая деятельность, игры, тренинги и т.д.) испытать новые ощущения (походы, выезды, сплавы и т.д.), не нарушая закон и не нанося вреда себе и окружающим, почувствовать себя востребованными (организация и участие в различных социально значимых акциях, мероприятиях, проектах).
Отличительной особенностью данной программы является то, что она комплексная (совмещает в себе самые разнообразные направления работы с подростками) и реализуется с учетом категории подростков (находящихся в трудной жизненной ситуации), возрастных и индивидуальных особенностей участников.
Методические рекомендации по разработке и применению кейс-методов
При разработке кейса можно выделить основные этапы создания кейсов: 1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление ...
Обоснование педагогических инноваций
Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов - инновационных и традиционных. Если рассматривать вуз как тренировочную площадку с программой обучения, заданной социальным заказом, то связь педтехнологий с факторами современного социального заказа в системе в ...
Организация свободной школы
Толстой изложил свои мысли об организации свободной школы в письме к П.И. Бирюкову в 1901г. По его мнению, образование есть ничто иное, как передача того, что думали самые умные люди. Умные же люди думали всегда в трех разных направлениях: философски и религиозно о значении своей жизни - религия и ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.