Информация о педагогике » Развития внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор » Особенности мобилизации и формирования внимания на уроках у старших школьников

Особенности мобилизации и формирования внимания на уроках у старших школьников

Страница 3

Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности.

Проблема наглядности при обучении русскому языку очень актуальна. Между тем, как показывают массовые обследования, некоторые учителя не имеют ясного представления о том, когда и как надо использовать наглядность, в каких случаях применение наглядных пособий необходимо и полезно, а в каких ненужно и даже вредно [54, с. 111 ].

Каждый учитель не раз слышал настойчивые советы, а порой и требования более широко опираться при обучении на наглядность, больше использовать на уроках наглядные пособия, применять наглядные средства обучения. И каждый учитель тратит много сил и времени на подбор и изготовление наглядных пособий. Для усиления наглядности учителя стараются использовать технические средства обучения магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры и другие аппараты и приборы.

В то же время учителя иногда слышат и предостерегающие голоса нельзя увлекаться наглядностью, надо быть осмотрительным в применении наглядных пособий.

Признавая ценнейшие достоинства наглядности, учитель должен иметь в виду, что это острейшее оружие, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести у старших школьников от решения главной задачи, подменить цель ярким средством, может стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, к познанию существенных связей и закономерностей [54, с. 115 ].

Несравненно сложнее обстоит дело при комплексном обучении русскому языку, особенно при обучении пониманию текстов и устной речи. Здесь наглядность должна способствовать такому восприятию русского языка, которое подсказывало бы младшим школьникам языковые правила.

Языковое образование и речевое развитие у старших школьников – одна из центральных проблем в современной методике начального обучения. Работа по развитию связной речи у старших школьников традиционно опиралась на взаимосвязь репродуктивной и продуктивной деятельности.

Чтобы сформировалось устойчивое внимание необходимо, чтобы глубинные отделы работали как можно лучше, а они больше всего страдают от неблагополучия в период пре- и перинатального развития. Зрелость глубинных отделов влияет на активность ребенка и его возможности находиться в состоянии бодрствования [54, с.126 ].

Итак, условием возникновения внимания является выделение объекта, сосредоточение на нем и отвлечение от посторонних раздражителей. Старшеклассник — "жертва переинформированности" уже не в состоянии сконцентрировать свое внимание на каком-либо объекте довольно продолжительное время, выделить необходимое, а ведь ему надо учиться, работать. Целенаправленное формирование внимания, или еще можно назвать его осознанным, осуществляется с помощью повседневной учебной и воспитательной работы. Процесс формирования внимания представляет собой процесс взаимодействия обучающего и обучаемого.

Задача учителя — противостоять всем арсеналом своих методов стихии "переинформированности", если она чревата отрицательными результатами. При этом деятельность обучающего будет наиболее эффективна тогда, когда он способен указать соответствующие пути, средства и методы. И он должен побудить обучаемого, работать над собой самостоятельно, т.е. заниматься самоформированием своего внимания.

При обучении следует помнить, что существует закон "кризисов внимания", т.е. человек может воспринимать устную информацию определенными дозами (квантами). Длительность первой дозы составляет 10-15 минут. Затем наступает небольшое торможение — мозгу нужен отдых хотя бы на одну-две минуты. Так появляется первый "кризис внимания". В это время происходит полное отключение, и человек просто перестает воспринимать все, что говорится [54, с. 147 ].

Следующая длительность восприятия информации такая же или чуть меньше. И опять наступает "кризис внимания"— необходима передышка. Третий и последний "кризис внимания" наступает после второго через 8-10 минут, после чего наступает глубокое торможение. Эти моменты следует учитывать преподавателям и соответственно строить свои уроки (лекции), чтобы шуткой или ярким примером, в нужный момент сделать необходимую разгрузку [54, с.153 ].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в задачу формирования внимания входит не только развитие его как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а также создание благоприятных условий для активной, самостоятельной работы.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Уровни восприятия литературного произведения
По различию читательских установок и читательского мастерства можно выделить четыре основных уровня восприятия литературного произведения, которые и следует учитывать при преподавании литературы. Первый уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения. ...

Особенности развития мышления у детей с умеренной умственной отсталостью
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден как ...

Роль грамматики, её место среди аспектов языка
Обучение грамматике – один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики. Нет сомнения, что знание грамматических правил необходимо для успешного владения языком. Но неизменный вопрос последних лет – должны ли мы о ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru