Исторические корни развивающего обучения

Страница 4

Благодаря трудам А. Дистервега окрепло важнейшее звено педагогики - теория развивающего обучения.

В начале 30-х гг. ХХ в. известный психолог Л.С. Выготский обосновал возможность и необходимость обучения, ориентированного на развитие ребёнка как на свою непосредственную основную цель. А в 50-60-е годы прошлого столетия жизнь (производство и наука) решительно потребовала от педагогики разработать проблемное обучение, в котором развивались бы умственные способности школьников. И вот в 60-е гг. ХХ в. организованная Л.В. Занковым лаборатория в структуре Академии педагогических наук разработала технологию развивающего обучения в начальных классах, способствующую общему психическому развитию школьников. Технологию Л.В. Занкова запатентовали в ряде европейских стран (во Франции, Германии, Чехии).

Уже в начальных классах создаются условия для развития способности к самообразованию. Размываются стандартные части урока: опрос, объяснение, закрепление. Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными.

Л.В. Занков в книге "Обучение и развитие" идею оптимального развития школьников связал с дидактическими принципами. Основные принципы:

высокий уровень трудности.

ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.

продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.

осознание школьниками хода умственных действий.

воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.

гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе. (Учебный процесс строится в доверительной атмосфере сотворчества ученика и учителя.)

развитие каждого учащегося класса.

В основе занятий в школе, по Занкову, должно быть непринужденное общение учителя с учащимися. А, между прочим, этот совет использовали ещё в афинских школах в V веке до нашей эры.

В 60-80 гг. была разработана концепция развивающего обучения школьников под общим руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. В.В.Давыдов в книге "Проблемы развивающего обучения" изложил психолого-педагогические основания развивающего обучения и отметил, что «задачам школьной реформы соответствует лишь такая теория, которая учитывает развивающую роль обучения и воспитания в становлении личности ребенка".

Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на развитии теоретического мышления школьников.

Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия. Основные принципы мышления:

дедукция на основе содержательных обобщений;

содержательный анализ;

содержательное абстрагирование;

теоретическое содержательное обобщение;

восхождение от абстрактного к конкретному;

содержательная рефлексия.

Цель учителя -- вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в познании.

Благодаря творчеству учителей-новаторов к началу 90-х годов прошлого столетия стали популярными технологии В.Ф. Шаталова, Н.П. Гузика, И.М. Чередова, С.Н. Лысенковой и другие.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Общая характеристика вариантов ЕГЭ
По уровню трудности вступительный экзамен по математике в ВУЗ значительно отличается от выпускного экзамена. При сдаче ЕГЭ проверяется владение не только материалом курса алгебры и начал анализа 10–11 классов, которое проверяется на выпускном экзамене, но и материалом некоторых тем курса математики ...

Характеристика умственной активности детей дошкольного возраста в исследованиях отечественных педагогов и психологов
Психолого-педагогические исследования Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Эльконина и др. доказывают, как важно учитывать в ходе воспитательно-образовательного процесса собственную активность ребенка, характеризующуюся преобладанием инициативн ...

Метод беседы
Это один из важных экскурсионных методов, который применяется с целью обобщения знаний о наблюдаемом учащимися объекте, уяснения словесных сообщений учителя и для обобщений. Беседа предполагает вопросы и ответы учителя и учащихся. При правильной ее постановке обеспечивается активная мыслительная де ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru