Особенно мне понравились две технологии, в которых развитие творческих способностей, самостоятельного мышления является целью, это:
технология выявления и развития творческих способностей И.П. Волкова;
технология развития технического творчества (ТРИЗ - теория решения изобретательских задач) Г.С. Альтшуллера.
Волков Игорь Павлович - педагог-новатор из города Реутова Подмосковья, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству.
Игорь Павлович убедился в том, что все дети талантливы, они фантазеры, у них высока приспосабливаемость к делу. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями». А школа должна выявить и развить их. Если создать благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня.
Игорь Павлович Волков ставил две важные цели:
выявить, учесть и развить творческие способности;
фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
Альтшуллер Генрих Саулович - изобретатель, писатель-фантаст, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач.Основные цели, которые ставит Генрих Саулович Альтшуллер:
обучить творческой деятельности;
ознакомить с приемами творческого воображения;
научить решать изобретательские задачи.
В методике по Альтшуллеру имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы.
К коллективным приемам относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.
Мозговая атака, как метод коллективного генерирования идей решения творческой задачи, был предложен А.В. Осборном. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи. Основной принцип и правило этого метода - категорически запрещается критиковать предложенные участниками идеи, при этом всевозможные реплики, шутки поощряются. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии, который должен умело направлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики.
Я думаю, что за технологией ТРИЗ Г.С. Альтшуллера - будущее.
Сколько существует школа вообще, столько лучшие умы решают проблему - как учить, чему учить, что развивать. Мне понравились многие мысли, высказанные выдающимися людьми, жившими в разные эпохи. Что объединяет этих великих педагогов, это идея развивающего обучения. Этой идеей пронизаны практически все их педагогические труды: “Опыты” Монтеня, “Великая дидактика” Коменского, “Эмиль, или О воспитании” Руссо, «Лебединая песня» Песталоцци и другие.
Если в работах Монтеня идея развивающего обучения носит в основном теоретический характер, то, например, Коменский и Руссо в своих трудах дают уже большое количество практических советов, в частности что, где, как и когда преподавать и чему учить.
Методика проведения внемузейного урока-экскурсии
Одним из распространенных видов урока - экскурсии является пешеходная экскурсия, которая может также предусматривать посещение музея или музейно-архитектурного комплекса. В ходе такой экскурсии экскурсовод побуждает учеников внимательно всматриваться в объекты и с помощью вопросов, в которых содерж ...
Методы и приемы передачи ценностей и
эмоционально-волевого развития младших школьников
Метод обучения – система действий учителя, организующего практическую и познавательную деятельность ученика, которая устойчиво ведет к усвоению содержания образования. Номенклатура методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично поисковый, исследовательский, м ...
Анализ школьной
программы
Функциональная линия – это одна из ведущих линий в школьной математике, знакомство с ней начинается в 5 классе, а заканчивается в 11 классе. В основной школе происходит изучение таких понятий, как функция, область определения функции, способы задания функции, график функции, возрастание и убывание ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.