Информация о педагогике » Восприятие сказки детьми дошкольного возраста » Организационная работа по формированию восприятия сказки детьми дошкольного возраста

Организационная работа по формированию восприятия сказки детьми дошкольного возраста

Страница 1

Цель формирующего этапа нашего исследования состояла в формировании уровня восприятия сказки детьми дошкольного возраста путем поиска психолого-педагогических методов и форм использования духовно-нравственного содержания сказки как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения ребенка старшего дошкольного возраста.

Группа была скомплектована из 15 детей старшего дошкольного возраста. При апробации системы мероприятий по коррекции с использованием программы духовно-нравственного содержания "Воспитание сказкой" использовались такие методы исследования, как анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, наблюдения, проективные методики (рисование сказочных героев)(Приложение 4).

По окончании 32-х занятий с использованием тех же анкет-опросников, которые заполняли независимые эксперты, родители и воспитатели, а также и педагоги-психологи Центра, были получены данные об изменении поведения и эмоционального состояния детей. Результаты были подтверждены наблюдениями специалистов, реализующих коррекционную программу. Они зафиксировали динамику изменения уровней эмоционального развития, переход от психофизиологического уровня к более высокому социальному и далее — к эстетическому. Позитивно изменились характеристики психофизиологического уровня: у 18 детей удалось преодолеть эмоциональную отчужденность, у 13 снизилась непроизвольная двигательная активность, реакции стали более адекватными. На социальном уровне: у 8 из 12 детей исчезло чувство страха, а у оставшихся 4 оно стало ситуативным и осознанным; в поведении всех 5 детей, проявлявших агрессию, в течение последних двух месяцев последнего этапа формирующего эксперимента ни родители, ни педагоги не отметили агрессивных проявлений; из 13 детей, имеющих конфликтные отношения с родителями, 9 семей отметили их исчезновение, а остальные 4 семьи отметили смягчение характера этих конфликтов и снижение их частоты.

Если в начале формирующего эксперимента все 47 детей не стремились и не могли делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, то к концу апреля 15 детей могли достаточно выразительно изображать героев сказки, адекватно передавали их характеристики поведения и отношений, давали полную и правильную нравственную оценку поступкам, ситуациям, героям.

Анализ систематического наблюдения со стороны воспитателей, родителей и психологов показал, что среди детей на 27,6% снизился эмоционально-возбужденный тон настроения. Одновременно с этим на 17,5% снизилась неуверенность, боязливость, чувство страха. Распределение боязливости среди и мальчиков и девочек имеет примерно равные показатели, так же как и показатели жестокости и обижаемости другими детьми. На 38% снизилась заторможенная двигательная активность, которая объяснялась причиной эмоциональной отчужденности. Удалось преодолеть трудности в установлении дружественных отношений как среди мальчиков, так и среди девочек. Это оказалось возможным за счет снижения частоты конфликтов на 19,5% в отношениях с родителями и в детском саду, а также снижения на 10,5% случаев проявления у детей агрессивности.

У 8 детей из 12, участвующих в формирующем эксперименте, отмечена динамика в формировании социальных умений и навыков поведения: отзывчивость, общительность, дружелюбие, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

Педагоги и родители, привлеченные в качестве объективных экспертов, отметили у всех детей развитие навыков произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Сравнительный анализ программ по теме исследований
На современном этапе существует масса различных программ развития, воспитания и обучения ребенка – дошкольника. Многие из них уделяют особое внимание изобразительной деятельности, в том числе и обучению детей рисованию пейзажа. Для того чтобы понять, какое место уделяется обучению детей дошкольного ...

Подходы к изучению понятия «функция»
Выделяют два подхода к введению определения понятия функции: Генетический подход. Логический подход. Генетическая трактовка понятия функции основана на разработке и методическом освоении основных черт, вошедших в понятие функции примерно до середины XIX века. Наиболее существенными понятиями, котор ...

Описание компетенции ПКПП-8
Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП). Компетенция ПКПП-8 определяется как "способ ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru