Информация о педагогике » Условия становления профессионализма артиста балета » Понятие «профессионализм» в балете, исследование его уровня и способы формирования

Понятие «профессионализм» в балете, исследование его уровня и способы формирования

Страница 2

Значительные наработки в сфере исследования характеристик профессионализма помогли выработать целый диагностический комплекс для определения уровней его формирования. Диагностика опирается на ряд принципов:

1. Принцип этапности отбора претендентов

Первый этап – отбор по медицинским показателям проводится, как правило, врачами общего профиля и используется в основном лишь как средство обнаружения противопоказаний к обучению. Отсутствие при отборе специалистов узкого профиля – врача-психолога или психиатра-психогигиениста отрицательно сказывается на чистоте профессионального отбора.

Второй этап – выявление профессионально-пригодных, условно-пригодных и непригодных к обучению в творческом вузе. Осуществляется в процессе работы с абитуриентами мастеров и педагогов учебного заведения.

Третий этап – контрольный. Он выявляет как благоприятные, так и неблагоприятные сдвиги в профессиональной и учебной деятельности.

2. Принцип учета функциональных резервов психики гласит о большой пластичности нервной системы, огромных скрытых потенциалах, заложенных в творческой личности, и возможностях развития и вскрытия резервов человеческой психики. Отсюда следует и необходимость ведения отбора по верхнему, среднему и нижнему критериям с целью выяснения диапазона приемлемости методов профотбора и вариативности критериев.

3. Профессиографический принцип.

Профессиограмма является одним из основных диагностических инструментов. Профессиограмма, согласно Севастьянову А.И. это «система требований, предъявляемых к человеку определенной специальностью, профессией или их группой» [28, C. 47]. Частью профессиограммы является психограмма – краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека, что составляет перечень необходимых способностей.

4. Принцип надежности, лежащий в основе профессиографической работы, учитывает усложненные условия изучения профессиональной деятельности и так называемой «помехоустойчивости» личности.

Указанные выше средства помогают определить готовность человека к профессиональной деятельности вообще. Но творческая деятельность имеет свою специфику, о которой не стоит забывать. Профессионализм артиста балета через профессиограмму не определишь, также, как не выявишь будущего мастера из числа абитуриентов только лишь по результатам теста, контрольной работы и пр. объективных методов.

Профессионализм артиста балета – это не столько объективные факторы профессиональной деятельности вообще, сколько совокупность требований, ожиданий от действий артиста на сцене, формируемая традициями, историей балета, его выдающимися исполнителями, постановщиками балета, обычными зрителями. Поэтому обратимся к пониманию профессионализма артиста балета тех людей, кто непосредственно связан с этим искусством.

Работа артиста балета – это каждодневный тяжелый труд. По мнению А. Оль, балет должен стать «стилем жизни» артиста. Времени на что-либо другое не остается. Поэтому, в первую очередь профессионал в балете – это человек, отдающий всего себя этому искусству без остатка» [17, C. 52].

Готовность постоянно учиться у других и самосовершенствоваться – еще одно немаловажное требование к профессионалу. Вот что говорит по этому поводу один из ведущих солистов красноярского балета Александр Бутримович: «…любая подсказка воспринимается как кратчайший путь к лучшему и идет только на пользу. Стараюсь… больше слушать…» [17, C. 53]. Подтверждение этих слов находим и у А. Оль: «После работы… приходится просматривать видеоряд каких-то классических постановок чуть ли не покадрово. И это не для того, чтобы бездумно слизать чью-то технику, а чтобы разобраться и понять всю глубину исполнения» [14, C. 24].

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Реализация личностно-ориентированной технологии в практике преподавания русского языка в школе
Какой же должна быть информация, способствующая реализации личностно-ориентированного обучения? Известно, что хорошо усваивается та информация, которая понятна, актуальна, интересна, создает мотивацию для дальнейшего закрепления и изучения. Однако, мы, учителя. Не всегда имеем представление о том, ...

Система народного образования на Кипре
Система народного образования на Кипре складывалась в колониальный период. В 1959 г. — последнем году английского коло­ниального господства — в стране насчитыва­лось 57 средних школ (греческие, турецкие, армянские и смешанные), деятельность кото­рых контролировалась британской админи­страцией. Посл ...

Суть феномена «эмоционально – чувственное восприятие». Основы развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников
В данном параграфе нам предстоит дать определение феномену, составляющему человеческой личности, называемому эмоциями, наличие, определенная развитость которых обуславливает такое качество человека, как эмоциональное восприятие окружающего мира. В данном параграфе нам предстоит также произвести хар ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru