Информация о педагогике » Методика драматизации на уроках литературного чтения в IV классе » Драматизация на уроках литературного чтения как фактор развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников

Драматизация на уроках литературного чтения как фактор развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников

Страница 2

Мы представили программу опытного обучения на уроках литературного чтения, уроки, посвященные реализации методики драматизации, различных ее методов. Мы показали, как можно эффективно применять драматизацию на некоторых уроках литературного чтения с целью развития эмоционально-чувственного восприятия у учащихся IV класса.

В этой главе мы представим задания, упражнения, которые могут быть применены на уроках литературного чтения с целью развития эмоционально-чувственного восприятия, а также развития драматических умений. Данные упражнения мы подвергнем классификации в зависимости от частной цели, ими преследуемой.

1. Упражнения и задания, направленные на развитие двигательных способностей.

Данные задания предполагают решение следующих задач:

развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);

развитие пластической выразительности (быстроты реакции, ритмичности, координации движений);

развитие воображения (способность к пластической импровизации) (23, с. 31).

К подобным играм относятся следующие: «Артисты пантомимы», «Животные в цирке», «Изобрази животное или птицу», «Картина», «Войди в образ» и различные импровизации.

«Артисты пантомимы».

Это задание групповое, рассчитано на 5-6 человек. Детям надлежит изобразить различные объекты. В нашем случае (в применении к уроку) изобразить следует, к примеру, Матерого Волка и Волчонка, опадающую листву, осенний ветер, улетающих птиц и т.д. с присущими им звуками.

«Картина».

Представить, что сцена – чистый лист и детям нужно нарисовать картину на заданную тему. Применяя данную игру, например, на уроке изучения сказки «Прожорливый башмак», детям уместно раздать карточки с заданием изобразить тот или иной персонаж, а остальные должны угадать, кто изображается (лошадь без головы, прожорливый башмак, рожа с картинки, куклы Таня и Маня, генерал игрушечных солдат и т.д.). Один ученик принимает позу, а другие должны угадывать, кто изображается и что изображаемый персонаж делает.

«Животные в цирке».

Игра, связанная с перевоплощением. Ученики определяются, в кого они желают превратиться, вспоминая, что это животное может делать, каково его поведение и повадки а затем с максимальной убедительностью изображает выбранное животное. В данном случае речь идет о животном, встречающемся на манеже цирка. Игра «Изобрази животное или птицу» предполагает показ в виде пантомимы того или иного животного или птицы, причем главное – верить в перевоплощение. Здесь изображаться может любое животное, например, применительно к рассказу «Мальчики» уместно изобразить кто угодно: «Чечевицы очень хорошо изображал тигра, а вы умеете изображать разных животных? Я раздам вам карточки, на которых указано животное или птица, которое надо изобразить (Тигр рычит, у него своеобразная походка, повадки; обезьяны визжат, дурачатся, почесываются, водят хоровод и т.д.)».

«Войди в образ».

По условию этой игры ученик должен пройти по «сцене», сесть на стул, а затем встать и пройти в образе того или иного человека: охающая, недоумевающая, оглядывающаяся старуха, Симка Симаков, притоптывая и приплясывая, вокруг воткнутой в землю палки гордо пел песенку и т.д. («Тимур и его команда»).

К данным играм примыкают различные импровизации, в которые включены элементы пантомимы.

2. Игры и задания на развитие культуры и техники речи.

Упражнения и игры из этого раздела должны научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи), а также развивать воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать речь ярче и выразительнее, образнее (34, с. 8).

К таким играм из нами указанных мы выделим: «Фраза по кругу», «Испорченный телефон»(24, с. 76).

«Фраза по кругу».

Выбирается простая фраза, например, «Улетают птицы в дальние края, вот наступит время, улечу и я» (Цвет ветра). Необходимо произнести эту фразу с разной интонацией: удивления, безразличия, радости, восторга, жалости, сожаления, вопросительной, восклицательной и т.д. Тот, кто не смог найти новую интонацию, выбывает. Затем – другая фраза.

«Испорченный телефон».

Класс делится на команды, каждой из которых вручается по карточке со скороговорками. По сигналу первый читает скороговорку и передает следующему. Побеждает команда, передавшая скороговорку быстрее и без искажений (Милая Мила мылась мылом. Архип осип, Осип охрип. Бобр добр до бобрят. Пекарь Петр пек пироги).

К упражнениям данного разряда можно отнести также «Животные в цирке», «Артисты пантомимы: вещь», т. к. в этих играх также участвует речевой аппарат (изображение голосом присущих объекту звуков), импровизации как комплексные игры.

3. Общеразвивающие игры.

Данные игры способствуют развитию всех необходимых в драматизации умений, способностей, психических процессов и проч. Например, различные импровизации, экспромты и т.д. (к играм названного разряда можно отнести практически все применяемые на уроках), способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, творческой активности, воображения и фантазии, смелости и находчивости, умения согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом. Решая эти задачи, общеразвивающие игры не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой адаптации в коллективе, в новых условиях, успешной учебе в школе – за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов (34, с. 115).

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Обоснование педагогических инноваций
Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов - инновационных и традиционных. Если рассматривать вуз как тренировочную площадку с программой обучения, заданной социальным заказом, то связь педтехнологий с факторами современного социального заказа в системе в ...

Особенности учебной и обучающей деятельности в русле компьютерного обучения
Компьютеризация в наше время охватила все сферы деятельности и неотвратимо входит в одну из самых консервативных областей – образование. Инертность системы образования – качество положительное, поскольку ставит заслон в сфере обучения быстро проходящей моде, конъюнктуре, личностным амбициям руковод ...

Условия развития творчества
Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни и во всех видах деятельности. Педагог должен сделать ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru