Назовем некоторые из этих игр.
«Фраза по кругу». «Испорченный телефон».
Данные игры целью имеют развивать внимание, память, согласованность действий, владение речевым аппаратом, интонацией, тембром, темпом речи.
«Войди в образ», «Животные в цирке».
Помимо указанных целей эти игры направлены на развитие способности взаимодействовать с партнерами, пластику движений, умение «чувствовать образ, в который входишь».
Следует указать, что, скорее всего и остальные игры, так или иначе, помимо основной своей цели имеют смежные, сопутствующие, и поэтому достойны называться общеразвивающими.
По количеству участников все игры делятся на индивидуальные задания, групповые игры, коллективные.
Индивидуальные задания. К ним относятся: «Войди в образ», «Изобрази животное или птицу».
Групповые игры. Включают: «Фраза по кругу», «Испорченный телефон», «Артисты пантомимы», а также игры:
«Окно». Участвует два ученика. Детям предлагается представить, будто меду ними окно из толстого стекла, через которое не проходят звуки. Дети хотят что-то сказать товарищу (заранее решить, что будет сообщаться партнеру). Для этого партнеры могут артикулировать губами, писать воображаемые буквы на стекле, объяснять на пальцах. партнер должен понять и ответить.
«Зеркало»
Представить ситуацию: артисты гримируются перед зеркалом. Встают парами, лицом друг к другу. Один из участников – артист, другой – зеркало. «Зеркало внимательно следит за действиями артиста и повторяет их зеркально. Важно предугадать каждый жест. Артист может: надевать парик, подводить брови, красить ресницы, губы и т.д.»
«Театр-экспромт».
К уроку, посвященному рассказу «Великая польза трудолюбия» Новикова. Читается текст вслух, выразительно 1-2 раза. Распределяются роли. исполнители приглашаются на сцену. Рассказчик произносит текст, несущий информацию о действиях героев. Герои поступают в соответствии с сообщаемым.
Коллективные игры, т.е. те, в которые может быть включен весь класс, представлены: «Фраза по кругу», «Испорченный телефон», разные инсценировки.
Итак, мы совершили обзор некоторых игр, заданий, которые можно использовать на уроках литературного чтения в IV классе для формирования драматических умений, и, что главное, становления «большого читателя», глубоко эмоционально-чувственно воспринимающего литературное искусство.
Исследовав материал по теме: «Методика драматизации на уроках литературного чтения в IV классе», обозначим краткий вывод из проделанной нами работы, определим этапы в процессе раскрытия темы. первая глава нашей работы посвящена определению проблемы исследования и раскрытию сути феномена, называемого эмоционально-чувственным восприятием, отметили злободневность проблемы изучения эмоциональной сферы человека, природу и роль эмоций в жизни человека. Далее нами раскрыта степень сформированности эмоционально-чувственной сферы у учащихся IV класса. В этой части работы изложены сдвиги, происходящие в эмоциональной жизни учеников IV класса, а также некоторые причины этих изменений. В неразрывной связи с эмоциональными характеристиками младших школьников находятся особенности восприятия ими художественного текста как вида искусства. По этому поводу мы обозначили характеристики читательских качеств у учеников IV класса и некоторые наблюдения, сделанные в этой области педагогами и психологами.
В качестве решения проблемы развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников предложен метод драматизации, возможности которого раскрыты нами в 3 параграфе первой главы. Здесь определены такие понятия, как «драма», «драматургия», доказан огромный потенциал этих видов искусства в развитии эмоционально-чувственной сферы личности. Затем мы описали педагогические условия реализации методики драматизации на уроках литературного чтения в IV классе для развития эмоционально-чувственного восприятия младших школьников. Для раскрытия содержания данного материала мы использовали работой канд. пед. наук Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н.
Эмоционально-чувственное восприятие, несомненно, является важной сферой личности человека, ее жизни, поскольку содействует духовному становлению человека, определяет полноценность взаимодействия человека с действительностью. Проблеме развития эмоционально-чувственного восприятия, к сожалению, уделяют недостаточное внимание в школе, однако ученые отмечают злободневность данной проблемы. Некоторые педагоги озабочены разработкой методик для реализации эмоционально-чувственного развития в школе. Примером такой методики является методика драматизации, о которой было немало сказано в нашей работе.
Дети, учащиеся начальной школы, действительно нуждаются в освоении такого искусства, как эмоционально-чувственное восприятие художественного текста, и, как следствие, мира в целом. Задача взрослых, педагогов, дать благодатную почву для роста психически и духовно гармонично развитого поколения.
Риторика как наука и учебная дисциплина
Существует множество определений предмета и задач риторики, известны различные подходы к формулированию ее принципов и законов, а также к взаимоотношениям этой науки с другими учебными дисциплинами. Многообразие определений и теоретических концепций вполне закономерно для науки, которая существует ...
Система упражнений для обучения аудированию
В результате проведенного исследования и изучения опыта методистов, занимавшихся данной проблемой, была разработана следующая система упражнений для обучения аудированию на начальном этапе. Система включает в себя подготовительные упражнения на распознавание фонетических единиц, подготовительные уп ...
Проблема подготовки детей к обучению математике в
школе
Далеко не все дошкольники подходят к обучению в школе с необходимым багажом математических знаний или близких к ним. Нередко дефицит соответствующей работы со стороны родителей и педагогов приводит к тому, что будущий первоклассник не умеет выделять и сравнивать признаки различных предметов и явлен ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.