Информация о педагогике » Формирование связной речи детей пятого года жизни на занятиях с игрушками » Методика экспериментального обучения детей 5 года жизни описанию игрушек

Методика экспериментального обучения детей 5 года жизни описанию игрушек

Страница 2

С целью формирования навыков построения сложных предложений, нами были подобраны дидактические игры, разработанные В.И. Семиверствовым и адаптированы к теме данного исследования.

Приведем примеры дидактических игр :

"Почемучка"

Цель: Учить детей составлять сложноподчиненное предложение с союзом потому что.

"Потому что ."

Цель: Учить детей правильно пользоваться в речи союзом потому что.

"Закончи предложение "

Цель: Учить составлять сложносочиненное предложение.

"Магазин "

Цель: Учить детей составлять сложносочиненное предложение.

Рекомендуется проводить как элемент подготовительной работы для сюжетно-ролевой игры "Магазин".

"А что, если бы"

Цель: Учить детей составлять сложное предложение с союзом если бы.

"Составь предложение"

Цель: Учить детей составлять сложносочиненное предложение.

"Кто у кого?"

Цель: Учить детей составлять сложносочиненное предложение.

Для того, чтобы проверить, как у детей сформировались навыки отбора лексического материала в соответствии с темой и ситуацией, с также навыки использования различных синтаксических конструкций, мы провели занятие - инсценировку с игрушками, в которой главные герои выполняли ряд действий.

В ходе занятия - инсценировки "К Маше пришли гости". Педагог говорит, что к Маше пришли гости, и просит назвать их отличительные признаки: во что они одеты, как выглядят. Она уточняет, что делает Маша и гости сейчас, а дети отвечают. (Педагог производит действия с игрушками так, чтобы дети, называя их, высказывались с помощью сложных предложений).

Анализ речевых высказываний показал, что у детей в достаточной степени сформировались навыки отбора лексического материала, и навыки правильного построения сложных предложений.

После этого мы перешли ко второму этапу формирующего эксперимента.

Задачи второго этапа: сформировать у детей элементарные представления о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, и конец, т.е. строится по определенной схеме.

Для того, чтобы научить детей строить описание игрушки в определенной последовательности, нами была проведена серия занятий по ознакомлению со структурой описания. Занятия проводились в игровой форме. На первом занятии детям давалось понятие "начало" описания: без начала не может существовать ни литературное произведение (сказка); ни рисунок, поэтому и рассказывать об игрушке нужно с начала (зачина). На втором занятии давалось понятие "конец" описания, как и "начало" на примере сказок и рисунков. На третьем занятии знакомство с понятием "середина" описания. Обращаем внимание на то, что любое описание имеет начало, середину и конец.

Учим детей описывать игрушки по схеме Т.Ткаченко. При рассказе по игрушке используются следующие показатели :

1. Цвет: красный, зеленый, синий и т. д.

2. Форма: круг, квадрат, треугольник и т. д.

3. Размер: большой, маленький.

4. Материал, из которого сделана игрушка: пластмасса, металл, дерево и др.

5. Составные части игрушки.

6. Как можно действовать с этой игрушкой.

На закрепление навыков описания игрушки по схеме проводилось несколько занятий. (Конспекты занятий смотри в приложении).

Для того, чтобы прививать детям навыки самостоятельного описания игрушек проводились сюжетно - ролевые игры.

Так как результативность этого вида игр зависит от заинтересованности и увлеченности детей, то большое внимание было уделено сюжетам и их организации.

С детьми проводились сюжетно - ролевые игры: "Магазин", "День рождения", "Выставка", "Экскурсия".

Основное требование к участникам этих игр - наиболее полно, точно и последовательно описать игрушку, чтобы остальные дети могли отгадать ее по перечисленным признакам.

В конце второго этапа формирующего эксперимента было проведено контрольное занятие - драматизация "Теремок". Его основной целью было выявить степень развития описательной речи по окончании обучения. (Конспект занятия смотри в приложении).

Анализ речевых высказываний детей в ходе контрольного занятия показал, что реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов положительно повлияла на уровень связной речи детей: обогатился словарный запас детей; сформировались представления о структуре текста; улучшились навыки согласования слов в предложении; в речи детей увеличилось количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; а также уменьшилось количество ошибок при построении сложных предложений.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Особенности безопасности современного бизнеса
Так сложилось, что многие предприниматели в решении вопросов обеспечения безопасности своего бизнеса полагаются на опыт ветеранов спецслужб. Некоторые думают, что стоит взять на работу бывшего сотрудника МВД или КГБ, и всё будет сделано, как надо. Безусловно, опыт и полезные связи, приобретённые за ...

Понятие, сущность и значение математической готовности к обучению в школе
Математика – это одна из представленных в программе сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир. Математическая готовность к обучению в школе - показатель освоения математического содержания окружающей действительности, которое направлено, пр ...

Сущность воспитания
Для Толстого воспитание есть "воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем". Воздействовать же на сердце тех, кого воспитываешь, утверждает он, "можно только гипнотизацией, заразительностью примера". "Ребенок увидит, - писал мыслитель, - что я раздражаюсь и оскорбляю люде ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru