Значимость изготовленных изделий из дерева

Страница 1

Одним из важнейших вопросов, который приходится решать в ходе планирования учебной или кружковой работы, является подбор объектов труда для школьников. Это довольно сложная проблема, так как необходимо учитывать множество факторов: 1) социальную значимость изделия; 2) соответствие технологии изготовления программе и способностям учащихся; 3) наличие в мастерских нужных материалов, инструментов, приспособлений; 4) соответствие формы и декора содержанию изделия и» принципам оформления; 5) возможности вовлечения учащихся в процессе работы в активную мыслительную (в частности, творческую) деятельность и др.

Социальная значимость изделия не случайно названа первой, ибо это довольно объективное обстоятельство, которое не поддается корректировке в такой же мере, как остальные перечисленные выше критерии. Если, например, технологию изготовления изделия можно в определенных пределах изменять, материальную базу усовершенствовать, выбирать подходящую форму изделия и методику проведения работы, то значимость определена потребностями общества, подшефных учреждений, школы, мастерских.

Очень тесно связана данная проблема с качеством изготовляемых предметов. Поэтому при выборе объектов труда учитель должен точно знать, где и как будут они использованы, и до начала работы сообщить об этом ученикам.

Чтобы облегчить анализ социальной значимости объектов труда, целесообразно рассмотреть их в системе. Изделия, изготовляемые в школьных мастерских, по их основной функции (утилитарной или декоративной) можно условно расчленить на две группы.

I группа: предметы бытового (домашнего) употребления, инструменты и приспособления, учебные пособия и инвентарь для школы, игрушки и технические модели, заказы от производства и подшефных учреждений.

II группа: сувениры, декоративные формы и панно, призы, украшения, имитации этнографических предметов домашнего обихода.

Хотя иногда трудно однозначно определить, к какой группе относится данная вещь, но в большинстве случаев подобная градация позволяет легче судить о целесообразности включения того или другого объекта в план работы. Дадим краткую характеристику каждой группы, учитывая социальную ценность изделий на данном этапе развития нашего общества и возможности повышения развивающего значения процесса труда учащихся. Следует знать, что социальную значимость работы школьников нельзя понимать узко, имея в виду лишь конкретную материальную пользу: объекты труда, которые позволяют воспитать у ребят интерес к работе, удовлетворяют их потребность к игре и повышают творческую активность, социально не менее значимы.

Предметы бытового употребления (кухонные доски, подставки для горячей посуды, подносы, солонки и т. д.) являются уже «классическими» объектами, включены в программу технического труда. Но это далеко не значит, что каждая вещь данной подгруппы в наше время имеет высокую социальную значимость. Надо учитывать, что промышленность выпускает такую продукцию в большом количестве. Поэтому значимость работы повысится, если изготовляемый предмет чем-то отличается от стандартных.

Инструменты и приспособления очень важные и ценные объекты труда в различных аспектах. Во-первых, их изготовление помогает усовершенствовать и обогатить базу учебных мастерских; во-вторых, у учеников возникает ясное представление о значимости своей работы.

Изделия этой подгруппы делают в большинстве школ. Но, к сожалению, часто объектами труда являются только стандартные инструменты (молотки, угольники, рейсмусы), распределяемые учебным заведениям централизованно. В то же время в мастерской не хватает различных специальных инструментов и приспособлений, например, резцов, токарных стамесок, стусел, кондукторов для сверления и т. д. Работать над подобными изделиями с ребятами, конечно, сложнее и от руководителя кружка требуется большая подготовленность; некоторые операции преподаватель должен выполнять сам.

Наглядные пособия и инвентарь для школы такие же полезные вещи, как и оборудование для мастерских, и на первый взгляд их можно считать одинаково подходящими объектами труда. Но в действительности дело обстоит несколько иначе: наглядных пособий, требующихся в больших количествах и посильных для изготовления учащимися, не так уж много. К ним относятся, на пример, модели деталей и сборочных единиц для черчения, геометрические фигуры для кабинета математики и некоторые простые приборы для других кабинетов. И еще один момент: если эти пособия уже изготовлены, то дальнейшее их производство становится бессмысленным, так как срок службы довольно большой.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

История создания системы развивающего обучения
Одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л.В. Занковым, который в 50х— 60х гг. разработал новую систему начального обучения, сочувственно встреченную педагогической общественностью, но так и не прижившуюся в то время в школе в силу известных обстоят ...

Метод нравственного воспитания в народных традициях
В семейном воспитании имеются факторы, отрицательно воздействующие на формирование у детей нравственных качеств, почитаемых традициями, крайне осложняется возможность усвоения детьми нормальных половых взаимоотношений, которые являются частью нравственного воспитания. Эротизация содержания телепере ...

Основные принципы социальной педагогики
Слово «принцип» происходит от латинского слова principium, которое означает «основа», «начало». Каждая наука и со ответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами — основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru