Значимость изготовленных изделий из дерева

Страница 1

Одним из важнейших вопросов, который приходится решать в ходе планирования учебной или кружковой работы, является подбор объектов труда для школьников. Это довольно сложная проблема, так как необходимо учитывать множество факторов: 1) социальную значимость изделия; 2) соответствие технологии изготовления программе и способностям учащихся; 3) наличие в мастерских нужных материалов, инструментов, приспособлений; 4) соответствие формы и декора содержанию изделия и» принципам оформления; 5) возможности вовлечения учащихся в процессе работы в активную мыслительную (в частности, творческую) деятельность и др.

Социальная значимость изделия не случайно названа первой, ибо это довольно объективное обстоятельство, которое не поддается корректировке в такой же мере, как остальные перечисленные выше критерии. Если, например, технологию изготовления изделия можно в определенных пределах изменять, материальную базу усовершенствовать, выбирать подходящую форму изделия и методику проведения работы, то значимость определена потребностями общества, подшефных учреждений, школы, мастерских.

Очень тесно связана данная проблема с качеством изготовляемых предметов. Поэтому при выборе объектов труда учитель должен точно знать, где и как будут они использованы, и до начала работы сообщить об этом ученикам.

Чтобы облегчить анализ социальной значимости объектов труда, целесообразно рассмотреть их в системе. Изделия, изготовляемые в школьных мастерских, по их основной функции (утилитарной или декоративной) можно условно расчленить на две группы.

I группа: предметы бытового (домашнего) употребления, инструменты и приспособления, учебные пособия и инвентарь для школы, игрушки и технические модели, заказы от производства и подшефных учреждений.

II группа: сувениры, декоративные формы и панно, призы, украшения, имитации этнографических предметов домашнего обихода.

Хотя иногда трудно однозначно определить, к какой группе относится данная вещь, но в большинстве случаев подобная градация позволяет легче судить о целесообразности включения того или другого объекта в план работы. Дадим краткую характеристику каждой группы, учитывая социальную ценность изделий на данном этапе развития нашего общества и возможности повышения развивающего значения процесса труда учащихся. Следует знать, что социальную значимость работы школьников нельзя понимать узко, имея в виду лишь конкретную материальную пользу: объекты труда, которые позволяют воспитать у ребят интерес к работе, удовлетворяют их потребность к игре и повышают творческую активность, социально не менее значимы.

Предметы бытового употребления (кухонные доски, подставки для горячей посуды, подносы, солонки и т. д.) являются уже «классическими» объектами, включены в программу технического труда. Но это далеко не значит, что каждая вещь данной подгруппы в наше время имеет высокую социальную значимость. Надо учитывать, что промышленность выпускает такую продукцию в большом количестве. Поэтому значимость работы повысится, если изготовляемый предмет чем-то отличается от стандартных.

Инструменты и приспособления очень важные и ценные объекты труда в различных аспектах. Во-первых, их изготовление помогает усовершенствовать и обогатить базу учебных мастерских; во-вторых, у учеников возникает ясное представление о значимости своей работы.

Изделия этой подгруппы делают в большинстве школ. Но, к сожалению, часто объектами труда являются только стандартные инструменты (молотки, угольники, рейсмусы), распределяемые учебным заведениям централизованно. В то же время в мастерской не хватает различных специальных инструментов и приспособлений, например, резцов, токарных стамесок, стусел, кондукторов для сверления и т. д. Работать над подобными изделиями с ребятами, конечно, сложнее и от руководителя кружка требуется большая подготовленность; некоторые операции преподаватель должен выполнять сам.

Наглядные пособия и инвентарь для школы такие же полезные вещи, как и оборудование для мастерских, и на первый взгляд их можно считать одинаково подходящими объектами труда. Но в действительности дело обстоит несколько иначе: наглядных пособий, требующихся в больших количествах и посильных для изготовления учащимися, не так уж много. К ним относятся, на пример, модели деталей и сборочных единиц для черчения, геометрические фигуры для кабинета математики и некоторые простые приборы для других кабинетов. И еще один момент: если эти пособия уже изготовлены, то дальнейшее их производство становится бессмысленным, так как срок службы довольно большой.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Планирование и методика проведения занятий по развитию сенсорного восприятия
Планомерность обучения детей — один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. При планировании заня ...

Характеристика элементов и функции эмоционально-ценностного компонента образования
Понятие ценность - одно из наиболее употребляемых не только в современной социальной философии, в сфере гуманитарного знания, но и в политической публицистике. За последние годы появилось много книг и статей, посвященных общей теории ценности, ценностным отношениям в духовной жизни, в науке, социал ...

Внеклассная работа - одна из форм повышения знаний по информатике
Внеурочное время может использоваться учителями-предметниками для решения комплекса задач по вовлечению школьников в удивительный мир науки. Расширение и углубление знаний и умений по предмету, повышение интереса учащихся к информатике как одному из предметов естественнонаучного цикла, повышение ур ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru