Одним из важнейших вопросов, который приходится решать в ходе планирования учебной или кружковой работы, является подбор объектов труда для школьников. Это довольно сложная проблема, так как необходимо учитывать множество факторов: 1) социальную значимость изделия; 2) соответствие технологии изготовления программе и способностям учащихся; 3) наличие в мастерских нужных материалов, инструментов, приспособлений; 4) соответствие формы и декора содержанию изделия и» принципам оформления; 5) возможности вовлечения учащихся в процессе работы в активную мыслительную (в частности, творческую) деятельность и др.
Социальная значимость изделия не случайно названа первой, ибо это довольно объективное обстоятельство, которое не поддается корректировке в такой же мере, как остальные перечисленные выше критерии. Если, например, технологию изготовления изделия можно в определенных пределах изменять, материальную базу усовершенствовать, выбирать подходящую форму изделия и методику проведения работы, то значимость определена потребностями общества, подшефных учреждений, школы, мастерских.
Очень тесно связана данная проблема с качеством изготовляемых предметов. Поэтому при выборе объектов труда учитель должен точно знать, где и как будут они использованы, и до начала работы сообщить об этом ученикам.
Чтобы облегчить анализ социальной значимости объектов труда, целесообразно рассмотреть их в системе. Изделия, изготовляемые в школьных мастерских, по их основной функции (утилитарной или декоративной) можно условно расчленить на две группы.
I группа: предметы бытового (домашнего) употребления, инструменты и приспособления, учебные пособия и инвентарь для школы, игрушки и технические модели, заказы от производства и подшефных учреждений.
II группа: сувениры, декоративные формы и панно, призы, украшения, имитации этнографических предметов домашнего обихода.
Хотя иногда трудно однозначно определить, к какой группе относится данная вещь, но в большинстве случаев подобная градация позволяет легче судить о целесообразности включения того или другого объекта в план работы. Дадим краткую характеристику каждой группы, учитывая социальную ценность изделий на данном этапе развития нашего общества и возможности повышения развивающего значения процесса труда учащихся. Следует знать, что социальную значимость работы школьников нельзя понимать узко, имея в виду лишь конкретную материальную пользу: объекты труда, которые позволяют воспитать у ребят интерес к работе, удовлетворяют их потребность к игре и повышают творческую активность, социально не менее значимы.
Предметы бытового употребления (кухонные доски, подставки для горячей посуды, подносы, солонки и т. д.) являются уже «классическими» объектами, включены в программу технического труда. Но это далеко не значит, что каждая вещь данной подгруппы в наше время имеет высокую социальную значимость. Надо учитывать, что промышленность выпускает такую продукцию в большом количестве. Поэтому значимость работы повысится, если изготовляемый предмет чем-то отличается от стандартных.
Инструменты и приспособления очень важные и ценные объекты труда в различных аспектах. Во-первых, их изготовление помогает усовершенствовать и обогатить базу учебных мастерских; во-вторых, у учеников возникает ясное представление о значимости своей работы.
Изделия этой подгруппы делают в большинстве школ. Но, к сожалению, часто объектами труда являются только стандартные инструменты (молотки, угольники, рейсмусы), распределяемые учебным заведениям централизованно. В то же время в мастерской не хватает различных специальных инструментов и приспособлений, например, резцов, токарных стамесок, стусел, кондукторов для сверления и т. д. Работать над подобными изделиями с ребятами, конечно, сложнее и от руководителя кружка требуется большая подготовленность; некоторые операции преподаватель должен выполнять сам.
Наглядные пособия и инвентарь для школы такие же полезные вещи, как и оборудование для мастерских, и на первый взгляд их можно считать одинаково подходящими объектами труда. Но в действительности дело обстоит несколько иначе: наглядных пособий, требующихся в больших количествах и посильных для изготовления учащимися, не так уж много. К ним относятся, на пример, модели деталей и сборочных единиц для черчения, геометрические фигуры для кабинета математики и некоторые простые приборы для других кабинетов. И еще один момент: если эти пособия уже изготовлены, то дальнейшее их производство становится бессмысленным, так как срок службы довольно большой.
Перспективы развития системы повышения квалификации в Республике Казахстан
Успешная реализация государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы и в целом успешная модернизация образования в Республике всецело зависит от готовности к изменениям управленческих и педагогических кадров. Готовность к изменениям – это главный показатель модели современного пе ...
Формы организации музыкальной деятельности детей в семье
музыкальный ребенок воспитание семья Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми так и в более свободных формах – как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) ...
Специфика профессиональной деятельности артиста балета
Для определения специфики профессиональной деятельности артиста балета проясним ключевые понятия и, в первую очередь – понятие «балет». Ванслов В.В. определяет балет как «вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах» [8, C.8]. Хореографический обр ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.