Информация о педагогике » Формирование связной речи детей пятого года жизни на занятиях с игрушками » Проблема формирования связной речи дошкольников в педагогической литературе

Проблема формирования связной речи дошкольников в педагогической литературе

Страница 2

Психолого-педагогические исследования связной речи детей /по Ф.А. Сохину/ выполняются в функциональном направлении: исследуется проблема формирования навыков владения языком в коммуникативной функции.

Это направление представлено исследованиями педагогических условий формирования связной речи, которая рассматривается как феномен, вбирающий в себя все достижения умственного и речевого развития детей.

Особенно отчетлива тесная связь речевого и интеллектуального развития детей, выступающая в формировании связной речи, содержательной, логической, последовательной, доступной, хорошо понятной самой по себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Чтобы хорошо связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа /предмет, событие/, уметь анализировать предмет, отбирать его основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и частей высказывания.

В научных работах, посвященных вопросам формирования речевого, умственного и эстетического аспектов выступает особенно ярко.

В исследованиях, проведенных в лабораториях развития речи, показано, что осознание языковых и речевых явлений /имеется ввиду элементарное осознание/ выступает в развитии связной речи как важное условие умственного и эстетического развития дошкольников /Л.В.Ворошнина, Г.Л.Кудрина, Н.Г.Смольникова, Р.Х.Гасанова, А.А.Зрожевская, Е.А.Смирнова/.

Так в работе А.А.Зрожевской доказана возможность и целесообразность формирования у детей среднего дошкольного возраста умений и навыков описательной связной речи, в которой соблюдается общая структура текста, последовательно выстраиваются и достаточно полно раскрываются микротемы высказывания, используются разнообразные внутритекстовые связи. Результаты исследования раскрывают не использованные до сих пор в развитии речи детей среднего дошкольного возраста возможности в овладении связной описательной речью.

Ученые доказали, что в связной речи проявляются все речевые умения и навыки ребенка. По тому, как дошкольник строит связное высказывание, насколько он точно умеет подбирать слова, как использует средства художественной выразительности, можно судить об уровне его речевого развития.

Многие исследователи и практики придавали большое значение наглядности. В частности, они выявили, что рассказывание по игрушкам оказывает огромное влияние на формирование навыков монологической речи. Занятия с игрушками были разработаны Е.И.Тихеевой. Система обучения рассказыванию по игрушкам долгое время оставалась в неизменном виде. Более поздние исследования и методические разработки /А.М.Бородич, Э.П.Короткова, О.И.Соловьева, И.А. Орланова/ внесли уточнения в методику обучения, сохранив суть прежней системы.

Исследователи последних лет /О.С. Ушакова, А.А.Зрожевская/ в формировании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог - повествование, опираясь на категориальные признаки текста.

Изыскания, проводившиеся учеными, показали, что углубленная, обогащенная по содержанию работа по развитию связной речи детей, которая начинается по меньшей мере с младшего возраста, дает в конце их обучения и воспитания в детском саду /в любой возрастной группе/ большой эффект.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Опытное преподавание
Перед тем, как проводить опытное преподавание, я изучила соответствующую математическую и методическую литературу. После чего были разработаны и проведены факультативные занятия по теме «Графики функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины». Опытное преподавание осущес ...

Концептуальная освоенность принципов Болонского процесса в странах, подписавших Болонскую декларацию
Имеющиеся в литературе данные опросов представителей академического сообщества разных уровней в Западной Европе подтверждают тезис, сформулированный выше во «Введении», о фактическом отсутствии в Западной Европе сложившегося образовательного пространства, которое объединяло бы все соответствующие с ...

Специфика системы ученического самоуправления
Система ученического самоуправления – непрерывная развивающаяся целостность, представляющая собой систему взаимной деятельности всех его подразделений, в которой, с одной стороны, складываются отношения сотрудничества и взаимодействия, а с другой – каждый орган коллектива действует самостоятельно. ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru