Особенно активизируется интерес ребенка к языку в период овладением чтением и письмом. В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает все более четкую коммуникативную направленность. Это находит отражение в программах «Речь», «Речь и культура общения», «Детская риторика». В соответствии с их содержанием учащиеся младших классов получают представление о культуре речевого поведения, о видах речи и ее значении в жизни человека, овладевают умениями построения связного текста в различных стилях; у них развивается чувство уместности высказывания, формируются навыки речевого этикета. Особое внимание должно уделяться правильности речи, так как одним из условий овладения литературным языком является осознанное соблюдение его основных норм – орфоэпических, акцентологических, лексических, грамматических, стилистических.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных ценностей культуры. Развитие речи ребенка как один из показателей общего его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены
возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников.
В последнее время современная школа все больше стала опираться в построении процесса обучения на его интерактивные формы как основу личностного развития школьников. Учебный диалог при такой организации процесса обучения занимает одно из первых мест. Существует ряд исследований, обосновывающих особо сильное влияние диалогического способа обучения на развитие личности младшего школьника, его интеллектуальных, нравственных, духовных качеств.
В начале 90-х годов XX века группа преподавателей Пензенского государственного педагогического университета разработала курс «Речевое развитие младшего школьника». Курс был апробирован в экспериментальных классах и обсуждался широкой аудиторией учителей. И уже в течение многих лет учителя начальных классов Пензенской области один раз в неделю проводят уроки речевого развития.
В настоящее время педагоги дают высокую оценку курсу, отмечают, что появление региональной программы делает возможным проведение глубокой, полноценной работы над речевым развитием младших школьников, обеспечивает целостный подход к изучению родного языка. Дети, обучавшиеся по данной программе, умеют легко, свободно говорить, отстаивать свою точку зрения, высказывать свои мысли устно письменно.
Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоционального общения – все это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей.
Одним из путей решения данной проблемы является организация обучения учащихся нормативному и эффективному общению. В связи с этим Воронежским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования разработана экспериментальная программа предмета «Культура общения. Речевой этикет». В помощь учителям, работающим по этой программе в начальных классах, выпущены семь пособий, как для преподавателей, так и для учащихся, создан комплект аудио – и видеопособий.
Технологическая компетентность
В настоящее время повышение технологической культуры учащихся является общепризнанной и актуальной задачей. К сожалению, педагогическая наука не удовлетворяет возросшим требованиям практики. Причину следует искать в том, что организация учебного процесса и его содержание не успевают претерпевать ад ...
Виды лабораторных работ, их классификация
Как было сказано во втором параграфе, лабораторная работа по математике: является формой практической работы учащихся, выполняемой под руководством учителя с применением инструментов, приборов и других технических средств и материалов; относится к самостоятельной работе учащихся, требующей сочетани ...
Психология профессиональной деятельности артиста балета
Как и любая профессиональная деятельность, балет предъявляет определенные требования к личности артиста, уровню развития его психических функций. Так активная двигательная деятельность артиста балета требует полноценного развития таких психических функций, как ощущения. «Большое значение, особенно ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.