Речевой этикет в современной школе

Страница 5

Язык народа всегда связан с его прошлым. Например, слово «пожалуйста» связано с древним обычаем уважения старших и когда-то звучало как «пожалуй, стар», слово «спасибо» происходит от пожелания наших предков «Спаси Бог».

Простейшая формула речевого этикета выглядит следующим образом: думай, кому, что, как, где, зачем говорить и какие из этого возникнут последствия.

Искусство быть приятным собеседником помогает нам в личной жизни и профессиональной деятельности. Основные его правила: умение правильно выбрать тему беседы; избегать спорных и запретных тем; уступать и при необходимости менять тему; следить за красотой и правильностью своей речи; соблюдать приятные речевые манеры. Кроме этого велико значение приветствия: оно настраивает людей на доброжелательный лад, так как рабочий день учителя начинается с приветствия учеников, родителей, коллег.

Из сказанного выше следует, что русский речевой этикет – сложное явление, требующее специального, целенаправленного обучения.

Вопросы культуры речи в современном обществе имеют первостепенное значение. Большинство ученых озабочено снижением общего уровня речевой культуры. Как отмечает Н.Г. Комлев, «культура речевого воздействия упала до самой низкой черты. Русская речь катастрофически отстает от высоких канонов российской словесности. Она становится все более примитивной, стилистически беспомощной и зачастую вульгарной».

Иванов А.В. выделяет несколько аспектов этикета учеников, дает определение понятию «этикет ученика», определяет этические нормы и правила этикета обучающегося, которые разработаны совместно с педагогами и учениками.

«Этикет ученика – это совокупность норм, предъявляемых образовательным учреждениям к внешнему виду, культуре речи, правилам поведения и отношениям школьника, возникающим в процессе общения как внутри школы, так и вне нее с педагогами, другими учениками и окружающими людьми. Этикет ученика базируется на общечеловеческих ценностях и этических нормах, которые сложились в обществе по отношению к школьнику.

Этические нормы, предъявляемые к ученику, определяют нравственную деятельность и нравственные отношения, возникающие в процессе жизнедеятельности школьника. Формирование этических норм ученика связано с мотивацией нравственного поведения школьника, освоением нравственных знаний, способов деятельности и отношений, востребованных обществом, поддержкой процесса саморазвития.

Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Например, он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, обязательно говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста». Но учитель расширяет и углубляет возможности ребенка в использовании этих знаний, добавляя новое, на что тот раньше не обращал внимания, например, кого и как приветствовать, какие еще вежливые слова и почему помогают установлению добрых отношений.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что «освоение правил этикета происходит в реальной жизни детей. Например, утром ученики приветствуют учителя, вечером прощаются, в течение дня, обращаясь к нему и к товарищам, употребляют необходимые речевые обороты. Каждое правило речевого этикета возникает в жизни ребенка много раз в день – в школе и за ее пределами. Отсюда велика важность совместной работы учителя, родителей и других, близких для ребенка людей, чтобы то, что он узнал в школе, использовалось, закреплялось, становилось его потребностью».

Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию языковой и коммуникативной компетенции. Начинать ее нужно уже в дошкольном возрасте, так как даже в это время ребенок может осознавать язык в качестве отдельного феномена. Исследования С.Н. Цейтлин показали, что «уже двухлетние дети способны исправлять ошибки в своей речи и замечать ошибки других;… менять свое речевое поведение в зависимости от взятых на себя ролей в различных играх и инсценировках;… проявлять попытки адаптации своей речи к условиям общения;… ощущать удачность или неудачность коммуникации и при необходимости не только повторять, но и изменять свои высказывания».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ различных видов
В предыдущих параграфах мы выделили различные виды лабораторных работ, привели примеры таких работ. Теперь рассмотрим методические рекомендации по подготовке и организации таких работ. Среди лабораторных работ в зависимости от используемых средств нами выделены следующие: лабораторные работы по обу ...

Природа детской агрессивности
Формы асоциального поведения разнообразны и могут проявляться в агрессивности, деструктивности, дерзости, мстительности, преднамеренном неповиновении, уклонении от выполнения неприятных дел, различных формах воровства. Причины и механизмы всех этих нарушений различны и по-разному обнаруживаются у д ...

Семейная дезадаптация и негативные социальные факторы, способствующие ранней наркотизации детей из социально-неблагополучных семей
Ключевым условием для оптимального социального развития ребенка является семья. Конвенция ОНН о правах ребенка (1989) «признает важность семьи как первичной социальной группы и естественной обстановки для роста и благополучия детей». Мировое сообщество определяет, это не столько право родителей над ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru