Ещё К.Д. Ушинский отмечал, как важно педагогу наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребёнок пассивен, не выражает интереса к играм, играет стереотипно и примитивно, то такой ребёнок требует особого внимания со стороны взрослого. Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личностного развития. Игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Действительно, наблюдение за игрой даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом. Это предоставляет пищу для размышления о направленности педагогического руководства детской творческой игрой [62].
Педагогическое руководство игровой деятельностью в наиболее общем плане касается следующего: а) воспитание у ребёнка основ общей культуры, б) приобщение детей к искусству театра, в) развития творческой активности и игровых умений детей.
Роль педагогического руководства в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, которые выступают главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложной системы мотивации, составляющей ядро личности. Культурные потребности включают в себя потребности в художественно-эстетической деятельности, в освоении и созидании ценностей искусства, в расширении кругозора, потребности в творчестве. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно-ценностная ориентация детей на высокохудожественные образы: в музыке, в изобразительном, хореографическом и театральном искусстве, в архитектуре, литературе, а так же привитие навыков общения и взаимодействия с партнёром в разного рода деятельности (игровой, трудовой, учебной и др.).
Культурные потребности в художественной деятельности проявляются и как потребности в театральном искусстве. В этом смысле педагогическое руководство состоит в приобщении детей к искусству театра через знакомство с самим театром и через высокохудожественные произведения. В дошкольном образовательном учреждении дошкольников знакомят с театром как храмом искусства: его устройством, театральными профессиями, театральными постановками. Дети с самого младшего возраста воспитываются как чуткие зрители, которые владеют навыками поведения в театре, знают внешние признаки театра:
- театр как культурное учреждение;
- специальное здание для постановки спектаклей;
- наличие рекламы (афиша, информация о спектаклях);
- внутренние помещения (фойе, гардероб, зрительный зал, буфет, гримерные, мастерские).
В образовательном процессе детского сада педагогический театр знакомит детей с серией постановок. Составляется программа выступлений детей и взрослых в спектаклях. В течение нескольких лет пребывания в детском саду ребенок воспринимает различные виды театра (кукольного и драматического), разнообразное содержание спектаклей, оригинальные сценические решения. Все это обогащает художественное восприятие, оно формируется как активный творческий процесс, в результате которого развивается образное мышление, воображение, проявляются художественные наклонности детей.
Развитие творческой активности и игровых умений детей происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации [17]. Для этого воспитатель использует этюды, тренинги и упражнения, которые развивают навыки театрально-игровой деятельности. Этюды – это эмоционально-игровые ситуации, в которых ребенок по предложенной взрослым теме создает определенные художественные образы («Расцветает цветок», «Котята просыпаются»). Такие этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выступает игровая составляющая. Упражнения служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь художественно-игровая задача выходит на первый план. Так, для тренировки движений рук воспитатель использует образные сравнения: «Маши руками, как бабочка крылышками; еще мягче, легче»
Целенаправленное, продуманное педагогом ознакомление детей с художественной литературой способствует развитию их творческих проявлений, самостоятельности их речевых действий, суждений. Большое значение в этом процессе имеет способ преподнесения чтение или рассказывание воспитателя.
Применение
практических заданий в курсе основ безопасности жизнедеятельности
Главная цель организации образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности в школе: дать возможность участникам образовательного процесса расширить познавательные возможности и навыки в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, сохранения и укрепления свое ...
Лабораторная работа как средство обучения
Метод обучения – это способы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников в ходе обучения [17]. В педагогической деятельности многих поколений накоплено и продолжает пополняться большое число приемов и методов обучения. Для их осм ...
Дедуктивный и индуктивный методы умозаключения
Рассмотрим основные формы умозаключений, характерные для логического мышления. Таких форм не так уж много: это индукция, дедукция и аналогия. Вкратце их можно охарактеризовать следующим образом. Индукция - это вывод о множестве, основывающийся на рассмотрении отдельных элементов этого множества. Де ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.